Невесты
Русские свадьбы, русская семья
Сообщений 31 страница 40 из 89
Поделиться322008-11-01 00:05:59
Русская свадьба
Каждому этапу русской народной свадьбы издавна придавали особый символический смысл.
Переход жениха и невесты в статус мужа и жены для создания новой семьи считался событием сверхординарным, которое было возможно только через символическое умирание молодых с их последующим воскрешением...
Поделиться332008-11-01 00:09:56
Символика и прагматика свадьбы
В русской традиции свадебный обряд является наиболее последовательным воплощением символического языка культуры, реализацией и "материальных" - сиюминутных, и духовных устремлений этноса.
Как ритуал свадьба оформляет и регламентирует создание новой семьи, а в перспективе обеспечивает смену поколений, продолжение жизни коллектива во времени.
Согласно мифопоэтическим представлениям изменение статуса человека - в данном случае превращение жениха и невесты в мужа и жену, - возможно только через символическое умирание с последующим воскрешением.
Перевозка приданого невесты в новый дом. Русские. Владимирская губ. Начало XX в.
Поделиться342008-11-01 00:11:36
Невеста после сватовства
После сватовства поведение невесты резко менялось: она редко выходила из помещения, старалась тихо и незаметно передвигаться по дому, общалась с помощью причитаний, жестов, предметов, тщательно соблюдала пищевые запреты.
Изменения касались и внешнего облика невесты: она надевала невзрачную одежду, рубашку с длинными рукавами, закрывала лицо платком.
Все эти признаки свидетельствовали о её символической смерти. Этот мотив во многом задавал особый драматизм, напряжённость русской свадьбы.
Праздничная дуга. Русские. Русский север. 1817 г.
Поделиться352008-11-01 00:14:05
Жених после сватовства
Для жениха подобные изменения в поведении были не столь актуальны, так как русская свадьба описывается, как правило, с "мужской" точки зрения. Поэтому столь ярко выражен антагонизм между сторонами жениха и невесты, частично характеризующиеся как отношения свои/чужие или даже живые/мёртвые.
В этом смысле неудивительна подвижность партии жениха на довенчальном этапе, являющаяся проявлением его жизненности: жених приезжает на рукобитье (заручины, пропой), смотрины , девичник (плаканье), где происходит обмен дарами, угощением, которые можно рассматривать как попытку преодолеть барьер, сблизиться с невестой и её семьёй, а в перспективе - создать новую семью.
Кружка для пива и кваса. Русские. Олонецкая губ. Конец XIX - начало XX в.
Поделиться362008-11-01 00:15:46
Венчание
Кульминацией свадьбы было венчание, которое проводилось на следующий день после девичника.
В церковь жених и невеста отправлялись в разных санях: впереди ехал дружка , за ним жених с тысяцким , потом невеста с крестной матерью, далее остальные поезжане.
Обряд венчания сопровождался обменом колец, чтением молитв, благословениями и возложением венцов на головы брачующихся, которое осмыслялось как наложение славы Божьей.
Свадьба. Русские. Тульская губ. 1902 г.
Поделиться372008-11-01 00:18:01
Свадебный пир
Особую роль на свадьбе играло пиво, которое выполняло посредническую функцию.
Собственно само получение пива символизировало выход девушки замуж, на что указывает выражение заварить пиво в значении 'готовиться к свадьбе'.
Одним из центральных обрядов свадьбы был пир, который являлся формой общественного признания и одобрения свадьбы.
После брачной ночи обряды были ориентированы на возвращение молодых к жизни, включение их в новую социальную структуру.
Конец свадьбы как особого состояния для всех её участников знаменовалось отводинами - совместным посещением молодыми дома родителей и взаимным угощением.
Лубяной короб. Русские. Архангельская губ. Конец XVII - начало XVIII в.
Поделиться382009-07-16 19:27:44
Счастливые невесты!
Очень важный момент в жизни семьи!
Поделиться392009-07-16 19:29:05
Невесты
Поделиться402009-07-16 19:57:04
РУССКАЯ СЕМЬЯ Х-ХVII ВЕКОВ
как объект историко-культурологического изучения
Российская наука, ориентированная в советское время на изучение больших масс людей, их движения в истории, лишь к середине 80-х годов XX столетия обратилась к изучению культуры семьи, брака, материнства и детства.
Трудность изучения указанной проблемы, особенно в период Средневековья, заключается в первую очередь в узкой источниковедческой базе, отсутствие, как правило, таких видов источников как церковно-приходские книги, городские кадастры, «семейные записки», авторские трактаты.
Вместе с тем, сохранились от Х-XV веков административные документы, фискальные переписи, источники по каноническому праву.
Существующие на сегодняшний день источники по истории и культуре русского быта X-XVII веков дают возможность проследить основные пути эволюции русской семьи в период раннего и развитого средневековья и в итоге попытаться определить насколько соответствовала сложившаяся тогда модель семьи и брака, чувств родства реальным формам супружеских союзов.
Это позволит нам реконструировать ценностные ориентации семьи в названный период.
Изучение истории русской семьи может помочь также в определении культурных влияний на демографические стереотипы и охарактеризовать некоторые демографические представления X-XVII веков.
В привычном, обыденном словоупотреблении, «семья» означает конкретную, реально существующую группу людей, объединенную каким–либо «интересом».
Демографическая наука понимает под семьей совокупность отношений разного порядка (тип семьи, принципы организации родственной преемственности, правила вступления в брак, специфику поведения внутри семьи между ее членами).
Культуру семьи средневековой Руси помогут выявить названные принципы.
Формы древнерусской семьи в истории средневековья запечатлелись как движение от крупных «многоядерных» патриархальных семейных групп к малым «одноядерным» семьям. Преобладали «большие» семьи, а «малые» хоть и были, но насчитывали единицы.
«Многоядерные» семьи нуждались в определенном единстве, которое прослеживается в имянаречении.
Имена наследовались из поколения в поколение. Женщины в семьях средневековой русской элиты носили имя мужа (например, княгиня Анна, жена князя Всеволода Галицкого отзывалась на имя «Всеволожа»).
С XII-XIII веков наряду с именем появились прозвища, имевшие как правило, индивидуальное применение, они впоследствии легли в основу фамилии.
Знатные семьи дифференцировались по фамилиям, обозначавшим не только предка, но и местность на которой проживали (князь Владимир Андреевич Срепуховской, князь Юрий Звенигородский и т.п.).
Далее фамилии распространялись и на непривилегированные сословия.
Помимо этого, по наследству передачи имен (моральных атрибутов родства) семейно-родовые связи скреплялись и материальными атрибутами (наследство – движимого и недвижимого имущества).
С раннего времени в средневековой русской семье существовала общность имущества супругов при наличии у каждого из них собственных долей. Это в свою очередь повлекло упрочение в обществе венчальных (законных) браков. Имущество, принесенное в семью, или совместно нажитое, всеми силами сохранялось и передавалось наследникам.
Выходя замуж, женщина вносила в семейную «копилку» свое приданное, которое сохранялось за ней до передачи наследникам после ее смерти.
Общим направлением имущественных прав женщин на Руси было законодательно- правовое оформление ее дееспособности. Она накладывала отпечаток на всю гамму совместно-брачных отношений, они как - бы «консервировались», что сказалось на отсутствии радикальных перемен в семье, свойственных семье Европы XVI-XVII веков.
История непривилегированной русской сельской семьи свидетельствует о том, что процесс выделения малых семей шел еще более медленно, чем в городе. Сохранение меж поколенных связей, неразделенных семей обусловливалось особенностью образа жизни и прочностью сельской общины.
К процессу создания семьи во всех стратах средневекового русского общества отношение было одинаковое.
При венчании (создании «разрешенной» семьи) возможен был развод, по крайней мере де-юре.
В княжеских семьях развод был грандиозным скандалом с большим общественным резонансом, тогда как в низших слоях общества считалось делом не таким уж и страшным. Позволялось мужьям «пустить жену» к новому «мужу», с которым она открыто жила, поэтому тема «роспусков» и побочных семей не была крамольной вплоть до XVII века.
Венчальный брак, рассматриваемого периода был обставлен множеством условий: возраст жениха и невесты, запрет брака с иноверцами, с представителями разных социальных страт, вступление в брак не более двух раз в жизни, заключение брака с лицами, близкими по крови в шестом колене.
Несмотря на перечисленные ограничения, представители всех слоев средневекового русского общества стремились вступить в брак, так как успешное ведение хозяйства требовало как мужских, так и женских рук. Холостяцкая жизнь считалась тяжелой и неестественной.
Таким образом, можно сказать, что в средневековой Руси существовали два типа семьи во всех социальных слоях, семья была жизненной необходимостью, и ее создание и существование обеспечивалось определенными нормами права и традициями.
С Петровских времен начал формироваться новый тип семьи (нуклеарной), которая сохранилась и в наши дни.
Источник:
http://analiculturolog.ru/index.php?mod … ;pageid=32