О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Наша РОДИНА — Р О С С И Я » ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич


ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич

Сообщений 21 страница 27 из 27

21

Путешествие в Москву

Славяно-греко-латинская академия

В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой.
Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном.
На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городах России — в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге — можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву, где он никого не знал.

О своём поступлении в «Спасские школы», то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию М. В. Ломоносов пишет:
В Московских Спасских школах записался 1731 года января 15 числа. Жалованья в шести нижних школах по 3 копейки на день, а в седьмой 4 копейки на день.
В письме И. И. Шувалову (10 мая 1753 года) он вспоминает обстоятельства своей жизни того времени и рассказывает о страстной тяге своей к учёбе:
Высочайшая щедрота несравненныя монархини нашея, которую я вашим отеческим предстательством имею, может ли меня отвести от любления и от усердия к наукам, когда меня крайняя бедность, которую я для наук терпел добровольно, отвратить не умела... Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели. ...Несказанная бедность: имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. С одной стороны, пишут, что, зная моего отца достатки, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня выдадут, которые и в мою там бытность предлагали; с другой стороны, школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться!
Удивительная целеустремлённость была присуща М. В. Ломоносову. В то время как многие его товарищи по Спасским школам свободные от занятий часы проводили беззаботно, в библиотеке Заиконоспасского монастыря он читал летописи, патристику и другие богословские книги, — издания светского содержания и философские, и даже — физические и математические сочинения; «находимыя в оной книги утвердили его в языке славянском». Современные исследователи отмечают глубокое знакомство Ломоносова с самыми разными жанрами древнерусской литературы.
Из академической биографии известно, что по прошествии первого полугодия он был переведён из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий. Через год, в достаточной мере овладев латынью, и будучи уже способен на латинском сочинять небольшие стихи, начал учить греческий. Извлекая урок из «наказания» — «Calculus dictus (лат. calculus — камешек; лат. dictus — слово) — за учинённый им школьный проступок», Михайло Ломоносов в стихотворной форме излагает перевод латинской нравоучительной притчи:

СТИХИ НА ТУЯСОК

Услышали мухи
Медовые духи,
Прилетевши, сели,
В радости запели,
Егда стали ясти,
Попали в напасти;
Увязли бо ноги:
Ах! — плачут убоги,
Мёду полизали,
А сами пропали.

Учитель пишет на это: pulchre (лат. превосходно)…
В бытность М. В. Ломоносова в Заиконоспасском училище ректором там был архимандрит Герман Концевич, а префектом — Софроний Мегалевич, «за латинскую азбуку посадил его иеромонах Модест Ипполитович. В 1730 году его перевели в латинский грамматический класс Германа Канашевича; …синтаксис преподавал ему белец Тарасий Посников; в российской и латинской поэзии наставлял иеромонах Феофилакт Кветницкий; …слушал риторику у иеромонаха Порфирия Крайского, который после того заступил место ректора училища».
Академик Я. К. Грот в своей речи на праздновании в Академии Наук юбилея М. В. Ломоносова 6 апреля 1865 года отмечает:
К счастию Ломоносова классическое учение Спасских школ поставило его на твёрдую почву европейской цивилизации: оно положило свою печать на всю его умственную деятельность, отразилось на его ясном и правильном мышлении, на окончености всех трудов его.
В 1734 году Ломоносов отправляется в Киев, где на протяжении нескольких месяцев обучается в Киево-Могилянской академии, но не найдя там совершенно материалов для физики и математики, он «прилежно перечитывал летописи и творения святых отцов». В следующем, 1735 году, не дойдя ещё до богословского класса, Ломоносов из философского был вызван в Академию Наук, и вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища, отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук (Первоначально предполагалось принять двадцать человек, но ректор Калиновский избрал из них наиболее способных, в числе которых, помимо Ломоносова, оказался Виноградов, будущий товарищ его по заграничному путешествию, и Никита Попов, впоследствии ставший первым русским астрономом. — Полное Собрание Законов, т. IX, № 6816).

Московская славяно-греко-латинская академия.

Источник: ВИКИПЕДИЯ

22

19 ноября 2011 года – знаменательная дата в истории России, 300-летие великого российского учёного и просветителя М. В. Ломоносова.

Только представьте: девятнадцати лет от роду Михаил Ломоносов пешком отправился в Москву, испытывая потребность к познанию и практическому научному исследованию.
Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской», здесь судьба человека тесно связана с научными открытиями и творческими деяниями. России, прежде всего, служил Михайло Ломоносов, ей посвящал свои оды и исследования.

Детство М. В. Ломоносова

Осенью 8 ноября (по новому стилю — 19 ноября) 1711 года жена крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова Елена Ивановна Сивкова родила сына — Михайло. Произошло это в деревне Мишанинская (ныне — село Ломоносово), которая раскинулась недалеко от Холмогор, на одном из многочисленных островов в устье Северной Двины при впадении в Белое море. Первые годы своей жизни маленький Михайло находился на попечении своей матери. От нее он унаследовал тонкий художественный вкус, поэтическое восприятие мира, добросердечность и деятельную отзывчивость.

Михайло рос крепким физически мальчиком и поэтому вскоре стал первым помощником по хозяйству в доме: ухаживал за скотиной, полол грядки и собирал урожай. В 10 лет Михайло уже брали на рыбный промысел. Лучше всего о поморском ребенке — Михайло Ломоносове — написал Борис Викторович Шергин: « Вижу Михайлушку Ломоносова юнгой-зуйком на отцовском судне... Двинская губа только что располонилась ото льда. Промысловые ладьи идут в море. Многопарусная "Чайка" Ломоносовых обгоняет всех. Михайло стоит на корме и дразнит лодейщиков, протягивает им конец корабельного каната — нате, мол, на буксир возьму. Лодейщики ругаются, а Михайло шапкой машет: "До свиданья, дожидаться недосуг"».

Воспитание поморцев было строгим: абсолютное подчинение старшим, аскетичность, строгость, смирение. И только на воле можно было проявлять силу, храбрость, смекалку. Ломоносов впоследствии писал: «Отличаются лопари одною только скудностью возраста и слабостью силы — затем, что мясо и хлеб едят редко, питаясь одною почти рыбою. Я, будучи лет четырнадцати, побарывал и перетягивал тридцатилетних сильных лопарей. Лопарки хотя летом, когда солнце не заходит, весьма загорают, ни белил, ни румян не знают, однако мне их видеть нагих случалось и белизне их дивиться, которою они самую свежую треску превосходят — свою главную и повседневную пищу».

Условия Русского Севера оказали значительное влияние на становление характера Ломоносова, на формирование его представлений и идеалов, выковали свободный характер будущего великого учёного. Здесь в помине не было манголо-татарского ига, не было помещичьего землевладения. Архангельск всегда был большим городом, через который шла торговля с западными странами.

Пытливый ум Михайло подмечал в окружении детали, пытался мысленно соединить их в логически связанную систему и, если не получалось, задавал вопросы: «У солнца свет самородный? А звёзды? Маменька сказывала: лампады ангельские... А молния? А край земли близко ли? А почто немцы говорят несходно с нами?» (Б. Шергин)

Замечал он и красоты Севера, которые позже вылились в стихи:

Достигло дневное до полночи светило,
Но в глубине лица горящего не скрыло,
Как пламенна гора казалось меж валов
И простирало блеск багровый из-за льдов.
Среди пречудныя при ясном солнце ночи
Верьхи златых зыбей пловцам сверкают в очи.

Время, проведенное среди множества церквей и верующих, среди скудной природы и сурового климата, среди нежных чувств и строгих нравов, сформировало у Михайлы противоречивый характер.

Будущего гения отличали:

- стойкость к невзгодам и лишениям, к обидам и насилию,
- трепетные чувства к любимой матери и глубокое уважение к отцу,
- чувство языка, способности к изучению иностранных языков,
- осознание своих корней, сочетающееся с забыванием малой родины,
- терпимость к неразумному поведению окружающих,
- беспричинные вспышки ярости,
- смирение перед Всевышним и глубокая вера в Божью помощь,
- преобладание гордыни над разумом,
- гибкость в принятии решений,
- неуклонное движение к своей правде, не выбирая средств,
- упрямство и стойкость во взглядах, в позициях,
- работоспособность, нередко во вред своему здоровью,
- готовность принять ответственность за многие решения,
- глубина мышления и в то же время поверхностность,
- гениальная способность предвидеть будущие научные открытия,
- неумение вести хозяйство и планирование производства,
- неистовая любовь к Родине и ценностям страны, к народу,
- страстное желание к познанию нового.

На протяжение всей жизни в разных ситуациях начинали отчетливо и громко звенеть нужные струны, иногда создавая гармонию, но нередко — какофонию. И это позволяло Ломоносову мгновенно достигать высоких результатов или неожиданно срываться вниз. Гениям все дозволено! Гений все стерпит!

Источник: http://lomonosov300.ru/

23

Старинные книги времен Ломоносова

Для развития в России науки и просвещения огромное значение имела деятельность гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

Сын крестьянина-помора, он рано выучился грамоте и почувствовал огромный интерес к чтению. Как и все русские дети того времени, свое учение он начинал с духовных книг – «Часослова» и «Псалтыри». Первыми учителями его были сосед Иван Шубной и дьячок приходской церкви Семен Никитич Сабельников. На Курострове долго передавалось из уст в уста предание о том, что дьячок, обучав­ший Ломоносова грамоте, очень скоро упал перед отроком на колени, со смиренным благоговением признавшись, что боль­ше ничему научить его не может.

Имея от роду двенадцать лет, Михаил, по свидетельству его односельчан, уже «охоч был читать в церкви псалмы и каноны и жития святых, напе­чатанные в прологах, и в том был проворен, а при том имел у себя глубокую память. Когда какое житие или слово прочита­ет, то после пения рассказывал сидящим в трапезе старичкам сокращеннее на словах обстоятельно». Тогда же, помимо церковно-славянского текста псалмов, Ломоносов познакомился с их поэтическим переложением па русский язык по книге Симеона Полоцкого «Псалтырь рифмотворная».

В доме другого соседа, Христофора Павловича Дудина, он увидел первые мирские книги — «Грамматику» Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого. «Грамматика славенская» учила не только «благо глаголати и писати», но и «метром или мерою количества стихи слагати» — то есть сра­зу знакомила с основами грамоты, красноречия и стихосло­жения.

Книга Л. Магницкого (изданная в Москве в 1703 году «повелением благочестивейшего государя нашего царя и ве­ликого князя Петра Алексеевича, всея Великия, Малыя и Белыя России самодержца... ради обучения мудролюбивых рос­сийских отроков и всякого чина и возраста людей») была по­пулярным учебным пособием не только по арифметике, но и по геометрии, физике, географии, астрономии и прочим есте­ственным наукам.

«Грамматика» была трудновата для понимания, а вот "Арифметика читалась легко, в ней было много стихов, заданий на смекалку.

«Мудролюбивый российский отрок» Михайло, раз увидев эти книги в сосед­ском доме, уже не отставал от хозяев: просил, чтобы отдали их ему. Не смущаясь отказом, он вновь и вновь умолял, старался всячески им угодить. Наконец соседи не выдержали, и Ми­хайло получил желанные сокровища. А получив, уже не вы­пускал книги из рук, повсюду носил с собою и, читая их постоян­но, выучил наизусть.

Врата учености

«Мудролюбивый российский отрок» Михайло, раз увидев эти книги в сосед­ском доме, уже не отставал от хозяев: просил, чтобы отдали их ему. Не смущаясь отказом, он вновь и вновь умолял, старался всячески им угодить. Наконец соседи не выдержали, и Ми­хайло получил желанные сокровища. А получив, уже не вы­пускал книги из рук, повсюду носил с собою и, читая их постоян­но, выучил наизусть.

=
"Грамматика"
Мелентий Смотрицкий
«Грамматика славенская» учила не только «благо глаголати и писати», но и «метром или мерою количества стихи слагати» — то есть сра­зу знакомила с основами грамоты, красноречия и стихосло­жения.

"Арифметика"
Леонтий Магницкий
Книга Л. Магницкого (изданная в Москве в 1703 году «повелением благочестивейшего государя нашего царя и ве­ликого князя Петра Алексеевича, всея Великия, Малыя и Белыя России самодержца... ради обучения мудролюбивых рос­сийских отроков и всякого чина и возраста людей») была по­пулярным учебным пособием не только по арифметике, но и по геометрии, физике, географии, астрономии и прочим есте­ственным наукам.

Вот эти-то две книги Ломоносов вспоминал с благодарностью и назвал в последствии «вратами своей учёности».

24

Образование и наука. 18 век

Синопсис
Иннокентий Гизель
 
"Краткая всеобщая история..."
Иероним Фрейер
Данная книга до конца XVIII в. оставалась основным учебным пособием по университетскому курсу истории

"Краткое руководство к математической и натуральной Географии..."
Перевод с немецкого языка

"Краткое руководство к ОРАТОРИИ Российской..."
Москва, отпечатано в типографии при театре у Хр. Клаудия, 1791 г.

25

"Описание СИБИРСКАГО ЦАРСТВА..."
Отпечатано в Санкт-Петербурге, при Императорской Академии Наук, 1750 г.

Опыт о русском стихосложении
Александр Востоков, член Санкт-Петербургского вольного Общества словесности и художеств.
Отпечатано в Санкт-Петербургской Морской типографии, 1817 г.

"Письмовник..."
Курганов Николай, Профессор и Кавалер
Отпечатано в Санкт-Петербурге в типографии Ив. Глазунова, 1809 г.

Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению
Собрание разных авторов
Санкт-Петербург, 4 февраля 1717 г.

 
Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий
В. К. Тредиаковский

26

Сочинения М.В. Ломоносова

Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец Ломоносов стал автором замечательных открытий, создателем фундаментальных и оригинальных научных трудов.

Творческое наследие М. В. Ломоносова имеет не только исторический, но и научный и литературный интерес.
Его деятельность составила целую эпоху и оказала значительное влияние на историю русской культуры.
Ломоносов положил начало разработке в России ряда научных дисциплин.
С его именем связано развитие в нашей стране  физических и химических наук, химической технологии и приборостроения, техники горного дела и стекольного произ­водства, оптики и астрономии, геологии и минералогии, географии и учения о русском языке, истории и экономики.
С необыкновенной силой и увлечением он охватил все области знания, все отрасли просвещения, открыв новые пути для их развития в нашей стране.

Невозможно переоценить роль Ломоносова-поэта в развитии русской литературы и русского языка, не случайно В. Г. Белинский называл его Петром Великим русской литературы.

Стихи Ломоносова были для его современников откровением в полном смысле этого слова.
По ним русские люди впервые узнали, как разно­образно выразителен, как звучен и певуч может быть их язык: «сие толь долго пренебреженное счастие» открыл и подарил народу Ломоносов.

Стихи Ломоносова и его «Рос­сийская грамматика» были теми двумя рычагами, которыми он, по выражению А. А. Бестужева-Марлинского, «целым веком двинул  вперед словесность нашу».

Источник: http://lomonosov300.ru/1335.htm

27

Творческая деятельность

У истоков новой русской художественной литературы высится исполинская по своей научной, культурной и общественной деятельности фигура Ломоносова.

Он поистине был отцом новой русской науки и культуры. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия - вот основные отрасли, в которых он работал. И везде он сказал своё слово, сделал много открытий. Ломоносов был гениальным человеком, горячо любящим свою страну. В нём воплотились лучшие черты, свойственные русскому народу: необыкновенная энергия и работоспособность, железная сила воли, разносторонняя творческая одарённость, беззаветное служение народу.

Разносторонней была деятельность Ломоносова в области культуры. Самым замечательным было в нем сочетание ученого, общественного деятеля и поэта.

Очень важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвёл существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней.

Ломоносов видел, что русский язык в его время был сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями. Он поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить литературный язык на народной основе. В этой своей работе Ломоносов пошел по пути сочетания того ценного, что он находил в славянском и в русском народном языке. Он излагает свое учение о «трёх штилях» в своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757).

Большое значение для укрепления национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского языка «иностранщиной». Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем заложил основание русского технического и научного словаря. Очень многие из оставленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени.

Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провел вслед за Тредиаковским. В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал «Письмо о правилах Российского стихотворства», в котором доказал, что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореев с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их.

Ломоносов был не только великий учёный, но и лучший поэт своего времени. Гражданин-патриот Ломоносов ценил то искусство, которое служит пользе общества, народа. Он боролся за содержательность и идейность литературы. Сам Ломоносов в своей поэтической деятельности блестяще осуществил требования, которые он предъявлял к литературе и к поэту.

Писать стихи Ломоносов начал рано. Но его поэтическое творчество развилось и расцвело после возвращения из заграничной командировки. Он писал произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Любимым его жанром была ода.

В своих одах Ломоносов прославляет победы русских над врагами или отмечает различные торжественные даты. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава – это основная тема од Ломоносова. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твердую уверенность, что Русская земля способна рождать собственных великих ученых, своих «российских колумбов», великих деятелей культуры.

Ломоносов писал и оды, посвященные религиозным и научным темам. Таковы, например, его два «Размышления»: «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». Эти «Размышления» представляют собой образцы научной поэзии. В них он, как никто и после него, вплоть до наших дней, сумел дать сочетание науки и поэзии в едином целом.

Оды Ломоносова по звучности и музыкальности стиха, по легкости и понятности языка были для своего времени явлением исключительным. Впервые в русской книжной поэзии появились такие подлинно художественные произведения, в которых достигнуто было единство формы и содержания.

Поэзия Ломоносова, глубоко идейная, патриотическая, граждански направленная, значительно способствовала быстрому и успешному развитию русской литературы. И как ученый, и как поэт Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Вся его жизнь была полна неуставных творческих исканий и героической борьбы с врагами, всячески препятствовавшими его преобразовательной деятельности в области просвещения.

В своих предсмертных записях Ломоносов, между прочим, пишет: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство… Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют… »


Вы здесь » О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie » Наша РОДИНА — Р О С С И Я » ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич