О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Московский Кремль

Сообщений 81 страница 90 из 115

81

ХРАМЫ КРЕМЛЯ

Вознесенский женский монастырь           
Собор Вознесения Господня в Вознесенском монастыре           
Церковь Екатерины Великомученицы в Вознесенском монастыре           
Церковь Михаила Малеина в Вознесенском монастыре         
Чудов мужской монастырь         
Собор Алексия, митрополита Московского, в Чудовом монастыре           
Собор Чуда Михаила Архангела в Хонех в Чудовом монастыре           
Церковь Андрея Первозванного в Чудовом монастыре           
Церковь Иоасафа, епископа Белгородского, в Чудовом монастыре           
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы         
Собор Михаила Архангела         
Собор Николая Чудотворца Гостунского           
Собор Преображения Господня, что на Бору         
Собор Спаса Нерукотворного Образа           
Собор Успения Пресвятой Богородицы         
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Житном дворе         
Церковь в резиденции Президента Российской Федерации         
Церковь Воздвижения Честного Креста Господня           
Церковь Воскресения Словущего         
Церковь Двенадцати Апостолов при Синодальном (бывшем Патриаршем) доме           
Церковь Екатерины Великомученицы, что на Царицыных сенях           
Церковь Иоанна Лествичника         
Церковь Константина и Елены       
Церковь Лазаря Праведного Воскрешения           
Церковь Петра и Павла в Малом Николаевском дворце           
Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне           
Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Потешном дворце         
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, что на Бору           
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях           
Церковь Филиппа Апостола в Синодальном (бывшем Патриаршем) доме         
Часовня Александра Невского у Никольских ворот           
Часовня Великого Совета Ангел у Спасских ворот           
Часовня Великого Совета Откровение у Спасских ворот           
Часовня Иконы Божией Матери Печерская           
Часовня Иоанна Предтечи в Боровицкой башне           
Часовня Николая Чудотворца у Никольских ворот

Экскурсия по Кремлю для взрослых и детей:
http://www.kreml.ru/ru/main/education/c … onditions/

82

КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО

Ансамбль колокольни Ивана Великого складывался на протяжении двух столетий.
Колокольня была возведена в 1505-1508 годах итальянским архитектором Боном Фрязиным.
Через столетие она получила еще один ярус звона, и ее высота достигла 81 метра.
Об этом напоминает надпись под куполом, содержащая дату - 1600 год, а также имена царя Бориса Годунова и его сына Федора.
В 1532-1552 годах рядом с колокольней по проекту итальянского архитектора Петрока Малого построили церковь, которую в конце XVII века преобразовали в звонницу, названную Успенской. В 1624 году Бажен Огурцов поставил вплотную к ней звонницу с шатровым верхом - Филаретову пристройку.

В 1812 году отступавшие из Москвы войска Наполеона взорвали ансамбль колокольни, однако столп Ивана Великого устоял. Звонница и Филаретова пристройка были разрушены до основания, но в 1814-1815 годах их восстановили в прежних объемах. Сегодня на колокольне и звоннице находятся 24 колокола XVI-XVII веков.

На первом этаже Успенской звонницы размещается выставочный зал Музеев Московского Кремля, где экспонируются произведения искусства как из кремлевского собрания, так и из других российских и зарубежных музеев.

83

Музей будущего

Подходит к концу реставрация колокольни Ивана Великого. Это чудо архитектуры XVI века, которое объединяет в величественный ансамбль храмы Московского Кремля, скоро станет музеем. С когда-то главной дозорной башни высотой 81 метр окрестности обозревались на десятки километров.

Подходит к концу реставрация колокольни Ивана Великого. Это чудо архитектуры XVI века, которое объединяет в величественный ансамбль храмы Московского Кремля, скоро станет музеем. С когда-то главной дозорной башни высотой 81 метр окрестности обозревались на десятки километров. В недалеком будущем из её бойниц вновь откроется вид на древнюю Москву.

Строители месят цемент для последних штрихов - колокольня Ивана Великого уже почти готова открыть двери перед москвичами и гостями столицы. Купола и белоснежная штукатурка блестят, несмотря на пасмурную погоду, старинные стены почти освободились от строительных лесов. Это было серьезное испытание, говорят реставраторы, ведь работы такого масштаба на колокольне не проводились почти 30 лет.

"Это здание очень древнее, и всегда основная задача - это сохранение и реставрация всех подлинных элементов, которые удается сохранить в памятнике", - объясняет директор научно-реставрационного центра Елена Степанова.

Частью истории становятся и записки, которые оставляют в кирпичной кладке реставраторы - своего рода послания потомкам, правда, не всегда приятные. "Когда вскрывали полы, то нашли конский навоз на втором ярусе. Как это могло туда попасть, непонятно. Ну и фрагменты старых газет, этикетки", - рассказывает директор научно-реставрационного центра Елена Степанова.

В истории колокольни Ивана Великого лошади вообще играют особую роль. В 1812 году в ней стоял конь Наполеона, а сам Бонапарт сидел рядом и жег костер - закоптившуюся розетку на потолке специально не стали реставрировать. Пригибая голову на крутой винтовой лестнице, все обратили внимание на бесчисленные связки проводов отнюдь не XVI века. И здесь объяснили, что внешняя отделка колокольни - это далеко не вся история. Иван Великий должен превратиться в музей будущего.

За 500 лет колокольню Ивана Великого ремонтировали сотни раз, но теперь она преобразилась как никогда. Здесь не только провели так называемую глубокую реставрацию, но и превратили саму колокольню в уникальный выставочный комплекс. Смотровая площадка с видом на Кремль и окрестности, а внутри устанавливают оборудование для видеопроекций - такого в мире еще нет.

84

УСПЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Кратко

Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Первое каменное здание собора было заложено в 1326 г. первым Московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой. В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Его возвел в 1479 г. специально приглашенный итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.

Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения.

Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1943 гг. и грандиозный иконостас 1653 г.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер.

В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов.

После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения.

85

Подробно

Дом Пресвятой Богородицы

Традиция возведения Успенских храмов на Руси началась еще в древнем Киеве:
тогда наряду с храмом Святой Софии был построен и первый в новообращенной стране Успенский собор, в Киево-Печерском монастыре. По преданию, Сама Пресвятая Богородица прислала из Константинополя зодчих, дала им золото на строительство и пообещала прийти и жить в новоустроенном храме. Стольному Киеву стали подражать другие русские города. Успенские соборы появились во Владимире, Ростове, Смоленске и других княжеских центрах.

В Москве до правления Ивана Калиты главным храмом был Дмитровский собор, посвященный святому воину Димитрию Солунскому, покровителю защитников Отечества и небесному патрону владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. Возможно, этот храм был репликой Дмитровского собора в стольном Владимире, хотя эту версию разделяют не все ученые.

В начале XIV века русские митрополиты предпочитали проживать уже не в Киеве, а во Владимире. Однако владимирский князь невзлюбил тогдашнего митрополита – святителя Петра. С князем же московским Иваном Калитой у святителя, напротив, сложились добрые отношения. И когда митрополит Петр приехал в Москву на похороны старшего брата Ивана Калиты, убитого в Орде, князь пригласил его остаться в Москве навсегда. Святитель принял приглашение в 1325 году. А его преемники уже сразу приезжали на жительство в Москву, которая таким образом и стала de facto церковной столицей Руси.

Митрополит Петр тогда же уговорил московского князя построить Успенский собор по образцу владимирского, желая, чтобы главным храмом Москвы стал собор, посвященный Богоматери. В августе 1326 года святитель заложил в Кремле Успенский собор. Тогда это был скромный одноглавый храм, но с ним Москва предстала наследницей древнего Владимира. На следующий год после закладки собора Иван Калита получил от монгольского хана ярлык на великое княжение, и Москва стала русской столицей.

Московский Успенский собор продолжил традицию первых русских Софийных храмов, что стояли в Киеве, Новгороде и Полоцке, которые уже осмыслялись в связи с Пресвятой Богородицей. Согласно богословскому учению о Святой Софии – Премудрости Божией (в переводе с древнегреческого «софия» означает «мудрость»), Бог, сотворяя человека, уже знал о его предстоящем грехопадении. По Божественному замыслу в мир для совершения искупительной жертвы должен был прийти Христос, Спаситель рода человеческого, воплощенный Логос – Слово Божие. Пресвятая Богородица – Мать Христа, а следовательно, и Мать всей Церкви – мистического тела Христова. В праздник Успения Пресвятой Богородицы чествуется начало Ее прославления как Царицы Небесной, когда Божественный замысел о спасении человека совершается полностью.

86

Византийская традиция отождествляла Софию не с Богоматерью, а с Самим Иисусом Христом.
И Софийский собор в Константинополе был посвящен Христу. Поскольку главный христианский храм и прообраз всех христианских храмов – храм Воскресения Господня в Иерусалиме был воздвигнут на месте исторических событий земной жизни Спасителя, его нельзя было повторить. Оттого обращались к богословскому истолкованию.
Так в VI веке появился первый в мире храм Святой Софии в Константинополе как символ иерусалимского храма Воскресения Господня.

В России сложилась иная, Богородичная, трактовка Святой Софии.
Если византийская традиция отождествляла Святую Софию с Логосом-Христом, то в России образ Софии начал восприниматься в связи с Богоматерью, через Которую осуществился Божественный замысел о Спасителе. На Руси существовало два престольных праздника Святой Софии: в Киеве – 15/28 августа, в праздник Успения Богоматери, а в Новгороде – 8/21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, когда чествуют явление в мир Той, Которая со временем стала Матерью Иисуса Христа.
Празднование же Святой Софии в день Успения прославляет воплотившуюся Премудрость Божию через полное осуществление Божественного замысла, когда Богоматерь прославляется как Царица Небесная и как Заступница рода человеческого перед небесным престолом Ее Божественного Сына.

Строительство собственно Софийных храмов было характерно только для раннего периода древнерусского зодчества X–XIII столетий.
Стольные грады Киев и Новгород подражали в этом Византии. А затем укоренилась традиция строительства соборов, посвященных Пресвятой Богородицы как русскому образу Святой Софии.
Так Успенский собор в Кремле стал московской Софией. В то же время он был богословским и градостроительным символом Софии константинопольской, переосмысленным в русской традиции, поскольку Москва – Третий Рим – ориентировалась и на символику Второго Рима.
Москва осознавала себя домом Пречистой Богоматери с главным чертогом Ее – Успенским собором.

87

«Мы видим небеса!»

4 августа 1327 года Успенский собор был освящен, но святитель Петр не дожил до этого торжества.
Он был похоронен в новоустроенном соборе, где еще при жизни своими руками вытесал себе гроб.

В 1329 году его преемник митрополит Феогност устроил в Успенском соборе придел в честь Поклонения честным веригам апостола Петра – по тезоименитству почившего святителя.
В 1459 году святитель Иона устроил в Успенском соборе придел в честь Похвалы Богородицы – в благодарность за победу над татарским ханом Седи-Ахматом. Так у главного храма России появился престол в честь праздника, с которого началась история Москвы, ибо легендарная встреча князей-союзников Юрия Долгорукого и Святослава Ольговича 4 апреля 1147 года состоялась в канун праздника Похвалы.
А в память прежнего соборного храма Москвы в Успенском соборе освятили Дмитровский придел. (Все эти приделы были перенесены в новый храм, построенный Аристотелем Фиораванти.)

До конца XIV века главной святыней Успенского собора была Петровская икона Богоматери, написанная самим святителем Петром (ныне она хранится в Государственной Третьяковской галерее).
А в 1395 году в Успенский собор была перенесена Владимирская икона Божией Матери, спасшая Москву от Тамерлана и ставшая на века главной святыней Русского государства.

Петровская икона Богоматери

88

В 1453 году пал Константинополь, и Москва стала исторической и духовной наследницей Византии.
Близилось к концу татаро-монгольское иго. Иван III, объединив под властью Москвы удельные русские княжества в единое государство, решил возвести новый Успенский собор по образцу владимирского, что должно было символизировать победу Москвы.

Поначалу никто не собирался обращаться к итальянским мастерам.
Строить собор предложили архитектору Василию Ермолину, первому русскому зодчему, чье имя сохранила история. Но тот отказался из-за «обидного» условия – работать вместе с другим мастером, Иваном Головой-Ховриным, и работы поручили псковским архитекторам Кривцову и Мышкину, поскольку Псков наименее пострадал от ордынского ига и в нем сохранялись опытные мастера.

Пока возводили новый храм, рядом с ним поставили деревянную церквушку, чтобы не прекращать богослужений.
Именно в ней 12 ноября 1472 года Иван III обвенчался с византийской царевной Софьей Палеолог. Вскоре после этой свадьбы грянула катастрофа: в мае 1474 года почти возведенный Успенский собор рухнул. По совету жены, проживавшей до свадьбы в Италии, Иван III отправил туда своего посла Семена Толбузина с поручением подыскать знающего мастера, ибо итальянцы были лучшими в Европе строителями. Толбузин пригласил Аристотеля Фиораванти.

Уроженец Болонии, он, как говорили, получил свое прозвище за мудрость и искусность.
Он умел передвигать здания, выпрямлять колокольни, и его считали архитектором, «равного которому нет во всем мире», что не помешало обвинить его (как оказалось, напрасно) в сбыте фальшивых монет. Обиженный на соотечественников, Фиораванти согласился на предложение русского посла ехать в Московию. Есть версия, что архитектор сразу предложил московскому князю уже составленный проект Успенского собора, но по настоянию митрополита все же отправился во Владимир изучать русские образцы.
Ему поставили условия – создать собор исключительно в русских храмовых традициях и с применением самой передовой технологии, а главное, решить задачу, с которой не справились псковские мастера – в несколько раз увеличить внутреннее пространство Успенского собора по сравнению с прежним храмом времен Ивана Калиты.

89

Новый Успенский собор был заложен в 1475 году.

По легенде, под ним архитектор устроил глубокий склеп, куда сложили знаменитую либерию, привезенную в Москву Софьей Палеолог (она войдет в историю как библиотека Ивана Грозного).
Три храмовых придела расположились в алтарной части, сохранив свои посвящения (лишь при Петре I Петроверигский придел был переосвящен во имя апостолов Петра и Павла). В Дмитровском приделе русские цари переоблачались во время венчания на престол. А в приделе Похвалы Богородицы избирали русских митрополитов и патриархов. Во второй половине XVII века Похвальский придел перенесли на самый верх, в юго-восточную главу Успенского собора, провели к нему винтовую лестницу из алтаря и служили там только на престольный праздник.

Торжественное освящение Успенского собора состоялось в августе 1479 года.

На следующий год Русь освободилась от татаро-монгольского ига. Эта эпоха отчасти отразилась в архитектуре Успенского собора, который стал символом Третьего Рима. Его пять мощных глав, символизирующих Христа в окружении четырех апостолов-евангелистов, примечательны своей шлемовидной формой. Маковица, то есть верхушка храмовой главы, символизирует пламя – горящую свечу и огненные небесные силы.
В период татарского ига маковица становится похожей на воинский шлем. Это лишь несколько иной образ огня, поскольку русские воины почитали своими покровителями воинство небесное – ангельские силы под предводительством архистратига Михаила. Шлем воина, на котором часто помещался образ архистратига Михаила, и шлем-маковица русского храма сливались в единый образ.

В древности на православных храмах устанавливали греческие четырехконечные кресты:
соединение четырех концов в едином центре символизировало, что высота, глубина, долгота и широта мира содержатся Божией силой.
Затем появился русский восьмиконечный крест, имевший прообразом Крест Господень.
По легенде, первый восьмиконечный крест Иван Грозный водрузил на центральной главе Успенского собора.
С тех пор этот вид креста был принят Церковью повсеместно для установления на храмовых главах.

90

Идея Софии запечатлена в росписи восточного фасада, обращенного к звоннице, с фресками в нишах.
На центральном месте изображена Новозаветная Троица, а в правой нише – Святая София в виде восседающего на престоле огненного Ангела с царскими регалиями и свитком. По версии современного исследователя кремлевских храмов И.Л. Бусевой-Давыдовой, так собирательно представлен образ Премудрости Божией: огонь просвещает душу и испепеляет страсти, огненные крылья возносят от врага рода человеческого, царский венец и скипетр означают сан, свиток – Божественные тайны.
Семь столпов трона иллюстрируют строфу из Священного Писания: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов семь» (Притч. 9: 1). По сторонам Софии изображены крылатые Богоматерь и Иоанн Предтеча, их крылья символизируют непорочность и ангельское житие. Вопреки канонической традиции, в Успенском соборе главенствует южный фасад, обращенный к Соборной площади, тоже прославляющий Святую Софию. Над его вратами – огромный Владимирской образ Божией Матери – в честь Владимирской иконы, пребывавшей в стенах собора.

В южном портале собора установлены знаменитые Корсунские врата.
Существовало предание, что их привез из Корсуни (Севастополя) святой князь Владимир. На самом же деле врата изготовлены в XVI веке, а сюжеты, вытисненные на них, посвящены рождению в мир Спасителя как воплощению Божественной Премудрости. Оттого среди изображенных персонажей – Богоматерь, библейские пророки, древние сивиллы и языческие мудрецы, предсказывавшие Рождество Спасителя от Девы.
Врата осеняет Спас Нерукотворный, почитаемый защитником города.

Южный портал был царским входом в Успенский собор, он назывался «красными дверями».
После коронации государей традиционно осыпали здесь золотыми монетами – в знак пожелания благополучия и богатства его державе.
Западный же фасад служил для торжественных шествий при коронациях и крестных ходах.
Прежде его осенял образ Успения Богоматери в соответствии с храмовым посвящением.
А врата северного фасада, обращенного к патриаршим палатам, служили входом для высшего духовенства, поскольку он был ближайшим к митрополичьему двору.
В северо-западном углу – небольшой белокаменный крест: так отмечено место внутри собора, где захоронен святитель Иона – первый русский митрополит, поставленный в Москве собором русских епископов без Константинопольского патриарха.