О родной стране, о России! Russia—Russland—Russie

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Московский Кремль

Сообщений 61 страница 70 из 115

61

А р с е н а л

Арсенал был заложен по распоряжению Петра I на месте Житных дворов, сгоревших в 1701 году.
Это строгое здание, прекрасно сочетающееся с крепостными стенами Кремля, предназначалось для музейного склада военного оружия.
В этих целях был издан указ о сборе пушек и всяких воинских знаков, взятых в боях с иностранными интервентами, а трофеи приказано было доставлять в Москву и «в новопостроенном Цейхаусе для памяти на вечную славу поставить».

Архитекторы Д.Иванов, Х.Конрад строили его с 1701 по 1736 год (с большим перерывом с 1706 по 1722 год на время войны со шведами).

Двухэтажное здание имеет высоту свыше 30 метров, редко расставленные парные окна с большими откосами подчеркивают суровую мощь стен.
Арсенал является замечательным образцом архитектуры петровского времени.
Вдоль фасада Арсенала выставлено 875 трофейных пушек, отбитых русскими войсками у армии Наполеона (среди них французских – 365, австрийских – 189, прусских – 123, неаполитанских – 40, баварских – 34, итальянских – 70, голландских – 22).
Вдоль южной стены выставлены также 20 русских пушек XVI–XVII веков, изготовленных выдающимися русскими мастерами: «Троил» Андрея Чохова, «Волк» Якова Дубинина, «Гамаюн» Мартына Осипова и другие.

В октябре 1917 года у Арсенала происходили бои юнкеров с революционными солдатами.
В настоящее время Арсенал выполняет функции административного здания.

62

Потешный дворец

У кремлевской стены между Комендантской и Троицкой башнями находится интересное гражданское сооружение середины XVII века – Потешный дворец.
Здание построено в 1652 году для боярина Милославского – тестя царя Алексея Михайловича.
Талантливый зодчий, оставшийся неизвестным, сумел разместить на сравнительно небольшой площади все постройки боярской усадьбы.
У кремлёвской стены выросли трехэтажные каменные хоромы с хозяйственными пристройками, глубокими подвалами, где хранились вина и снедь, с нарядной церковью и комнатным садом. Боярин Милославский прожил здесь 16 лет, и после его смерти палаты отошли казне, а с 1679 года их переделали под театр.
Здесь устраивались различного рода «потехи» – увеселения для царской семьи. Над трапезной сохранилась башенка на четырех столбах, которая использовалась как колокольня и дозорная вышка.

В XIX веке здесь жил комендант Москвы.
Потешный дворец – единственный сохранившийся в Кремле архитектурный памятник боярского жилья.

63

Государственный Кремлёвский дворец

В 1960–1961 годах для проведения съездов и конференций, конгрессов, театральных представлений и концертов на территории древнего Кремля был построен новый дворец.
Новое здание было возведено менее чем за два года.

Сохраняя традиции единого дворцового комплекса, архитекторы соединили дворец с Большим Кремлёвским дворцом переходом с небольшим зимним садом, а также подвесным застеклённым переходом, ведущим в помещения Патриаршего дворца.

Треть здания по высоте находтся под землёй, здесь расположена часть служебных помещений.
Всего в Государственном Кремлёвском дворце насчитывается свыше 800 помещений.

64

Большой Кремлёвский дворец

Этот дворец – московская резиденция императорской семьи – построен в 1838–1849 годах по повелению императора Николая I группой русских архитекторов под руководством К.А.Тона.

Пять его парадных залов – Андреевский, Александровский, Владимирский, Георгиевский и Екатерининский – посвящены русским орденам.
Интерьеры дворца задуманы как памятник отечественной истории и славы русского воинства.

Главным залом в XIX веке был Андреевский тронный зал, украшенный золочеными пилонами и дверями с орденскими крестами и цепями.
Стены Александровского зала отделаны розовым мрамором и увенчаны сферическим куполом с гербами и орденскими знаками.
Восьмигранный зал святого Владимира является центром дворцового ансамбля и освещается верхним светом через купол.
Георгиевский зал дворца – самый большой и торжественный – назван так в честь высшего ордена в русской армии.
В этом зале на мраморных досках высечены названия полков, флотских экипажей, батарей и более 10 тысяч фамилий офицеров и генералов, удостоенных ордена святого Георгия Победоносца.
Екатерининский зал, поражающий изысканностью убранства, а также удивительным сочетанием торжественности и уюта, был тронным залом русских императриц.

65

Теремной дворец

Строительство этого уникального дворца началось в 1635 году под руководством талантливейших мастеров русского зодчества Бажена Огурцова, Трефила Шатурина, Антипа Константинова и Лариона Ушакова.
Каменный дворец построен по типу русского деревянного дома, узнаваемые черты которого проявляются и в планировке, и в экстерьере.
Здесь в полной мере проявился талант зодчих: ограниченные пространством и близостью соседних построек, они сумели создать шедевр архитектурного искусства.
Этажи поднимаются ступенчатыми ярусами, наподобие пирамиды, а «золотой верх» здания находится на уровне четвертого этажа современного здания.

В помещениях цокольного этажа находились запасы воды, свечей, заготовленных овощей и солений. На первом этаже располагались мастерские царицы, где изготавливалась вся одежда царской семьи.
На втором этаже находилась купальня, куда подавалась вода из водонапорной башни.
На третьем этаже были личные покои с видом на реку, спальня и молельня, а также Престольная, или царский кабинет, – именно отсюда, из среднего окна, опускался ящик, куда каждый мог положить свою челобитную грамоту.

66

Оружейная палата

Пять столетий минуло с первого упоминания об Оружейной палате Московского Кремля.
Но ещё в 1339 году  в духовной грамоте Ивана Калиты говорилось о ценностях, положивших начало созданию великокняжеской сокровищницы.
С конца XV века Москва превращается в центр художественных ремесел, где русские мастера создают множество превосходных памятников искусства.

Внешнеполитические успехи московских князей и военные победы щедро пополняли кремлевскую сокровищницу.
Многочисленные иноземные посольства доставляли в Москву роскошные дары, и в период правления Ивана III казна разрослась настолько, что для её хранения в 1485 году в Кремле было специально возведено двухэтажное каменное здание с глубокими подвалами для драгоценностей.

Кремлевская сокровищница была разграблена польскими интервентами в Смутное время, однако быстро пополнилась во времена бурного экономического роста и расцвета ремесел при первых царях династии Романовых, а при Петре Великом – за счет военных трофеев.
Значительную часть ценностей составляли изделия мастеров ведущей кремлевской мастерской – Оружейной палаты, которой и обязан своим названием музей, располагающийся сегодня в здании, воздвигнутом архитектором К.А.Тоном в 1844 году.

67

Грановитая палата

Грановитая палата – одна из немногих сохранившихся частей царского двора, построенного в конце XV века Иваном III, его парадный тронный зал.
Это самое древнее из каменных гражданских зданий Москвы.
Палата построена в 1487–1491 годах русскими мастерами под руководством итальянских архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.
Здание с чётким силуэтом простого прямоугольного объёма отличается необычным убранством главного фасада: он облицован четырехгранным белым известняком.
Стены величественного зала площадью 500 кв. м и высотой 9 м расписаны во второй половине XVI века (роспись на библейские темы впоследствии возобновлена Симоном Ушаковым в 1668 году и палехскими мастерами в 80-е годы XIX века).
В Святые сени, предваряющие вход в палату, снаружи ведет парадная лестница – знаменитое Красное крыльцо.

На протяжении столетий здесь отмечались многие крупные события в жизни Русского государства: заседали земские соборы и боярская дума, происходили приемы иностранных послов.
Именно в этих стенах царь Иван Грозный отмечал в 1552 году покорение Казани, Земский собор в 1653 году принял решение о воссоединении Украины с Россией, а Петр Великий праздновал победу над шведами.

68

Государственный Исторический музей

Исторический музей в центре Москвы, по замыслу его основателей – графа А.С.Уварова (1825–1884) и историка И.Е.Забелина (1820–1908), призван служить идеям просвещения и росту национального самосознания.
Архитекторы Р.О.Шервуд и А.А.Семенов рассчитывали, что строительство музея даст толчок к обновлению русского зодчества на началах истинной народности. Не случайно хранилище святынь русской истории было решено воздвигнуть напротив старейшей святыни России – храма Василия Блаженного.

Все здание, построенное в 1875–1881 годах, его фасады и интерьеры, росписи потолков и стен, выполненными Ф.Г.Тороповым, В.М.Васнецовым, Г.И.Семирадским, И.К.Айвазовским, рисунки мозаичных полов, даже оконные переплеты, наличники дверей и решетки представляют собой архитектурно-живописную версию истории России.
Главные сени, выходящие на Красную площадь, украшены изображением «Древа Российских Государей» – по образцу фресок Ново-Спасского монастыря в Москве.
Стены музея выложены из красного обожжённого кирпича, как и стены Кремля, над зданием музея поднимаются башни, также напоминающие кремлевские.

Экспозиция музея открылась в 1883 году.
Историю и культуру Отечества с древнейших времен представляют 4,5 миллиона предметов и 12 миллионов листов документов.

69

Царь-ко́локол  — памятник русского литейного искусства XVIII века.

Отлит русскими мастерами Иваном Маториным и Михаилом Маториным в 1733—1735 годах на Пушечном дворе по указу императрицы Анны Иоанновны.
Высота колокола с ушками составляет 6,24 м, диаметр — 6,6 м, масса около 200 тонн.

Колокол был отлит 25 ноября 1735 года, после полутора лет подготовительных работ.
Плавка металла продолжалась 36 часов, а отливка прошла всего за 1 час 12 минут.

Согласно проведённому анализу в сплаве содержится меди - 84,51%, олова - 13,21 %, серы - 1,25 %, золота - 0,036 % (72 кг), серебра - 0,25 % (525 кг).[1]

После остывания колокола начались чеканные работы. Колокол находился в яме, стоял на железной решетке, которая опиралась на 12 дубовых свай, вбитых в землю. Над ямой было сделано деревянное перекрытие.

20 мая 1737 года во время Троицкого пожара загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял колокол. В яму стали падать горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавший народ стал заливать водою раскалённый металл. В результате колокол дал 11 трещин и от него откололся значительный кусок весом около 700 пудов (11,5 тонн). Поэтому колокол был оставлен в литейной яме, где и находился около 100 лет.

В 1792 году и в 1819 году делались неудачные попытки поднять колокол.

В 1836 году Царь-колокол был поднят из литейной ямы.
Во время подъёма часть канатов лопнуло и отскочил один из блоков, колокол перекосило. Подъём остановили. Один из рабочих не испугался, спустился в яму и установил под колокол подпорки. Через несколько дней заменив канаты подъём продолжили.

Установлен в Московском Кремле на постамент, исполненный по проекту Огюста Монферрана.

Отлит из бронзы. Украшения, портреты и надписи на нём выполнены В. Кобелевым, П. Галкиным, П. Кохтевым, П. Серебряковым и П. Луковниковым.

Несколько раз поднимался вопрос о спайке колокола. Но в итоге от этого отказались, так как восстановить нормальное звучание оказалось невозможным.

Под названием «Царь-колокол» на Руси известны также ещё два колокола — отлитые в начале XVII века и в 1654 году (весил около 130 т).
Последний разбился при пожаре 1701 года, а его части были использованы при отливке Царь-колокола.

70

Царь-пу́шка  — средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе во времена правления царя Фёдора Ивановича.

Длина пушки — 5,34 м, наружный диаметр ствола — 120 см, диаметр узорного пояса у дула — 134 см, калибр 890 мм, масса — 39,31 т (2400 пудов).
Украшена поясами рельефов, на правой стороне дульной части — изображение царя Фёдора Ивановича (в короне и со скипетром в руке) верхом на коне. На стволе с каждой стороны размещаются по четыре скобы, предназначенные для крепления канатов при перемещении пушки.

Выше передней правой скобы над изображением царя вылито «Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Росия».

На верхней части ствола отлиты ещё две надписи: справа — «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине», с левой стороны — «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов».

По одной из версий название Царь-пушки связывают с изображением царя Фёдора Ивановича, однако более вероятно, что название произошло в связи со значительными размерами орудия. В древности пушку называли также «Дробовик Российский», поскольку считалось, что она была рассчитана на стрельбу «дробом», то есть картечью. Пушка классифицировалась также как василиск.

Лафеты и декоративные ядра для пушки, украшенные литыми орнаментами, изготовили в 1835 году на петербургском заводе Берда по эскизу архитектора А. П. Брюллова и чертежам инженера П. Я. де Витте.

Изначально задуманная для обороны Кремля Царь-пушка была установлена на пушечном раскате (специальный деревянный настил из бревен) около Лобного места на Красной площади, однако в боевых действиях не участвовала.

В XVIII веке пушку переместили в Московский Кремль: сначала во двор здания Арсенала, а затем к его главным воротам.
В советское время, в 1960-е годы в связи с постройкой Кремлёвского дворца съездов, Царь-пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь Кремля, к собору Двенадцати Апостолов. В настоящее время орудие находится на декоративном чугунном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра весом 1,97 т, отлитые в 1834 году (стрелять такими ядрами орудие не может).

Царь-пушка была в свое время занесена в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейшая гаубица из всех когда-либо созданных.
(Самой же большой (по габаритам и весу) пушкой из когда-либо созданных является немецкая «Дора» калибром 800 мм и весом в боевом положении 1350 т.
По калибру Царь-пушка является одним из крупнейших орудий в истории.)

В 1980 году в Серпухове был произведен ремонт пушки, одновременно она была обследована специалистами Артиллерийской академии им. Дзержинского.
По строению ствола Царь-пушка оказалась классической бомбардой, предназначенной для стрельбы каменными ядрами весом около 800 кг. Также было выяснено, что из Царь-пушки стреляли, как минимум, один раз.

Царь-пушка. XIX век. Фото «Шерер, Набгольц & Ко».