IV. О реализации государственной национальной политики.
Следует исходить из того, что Концепция государственной национальной политики стала уже фактом государственной и общественной жизни.
Как она реализуется в практической деятельности федеральных органов власти, органов власти в субъектах федерации и в местных сообществах? Какие актуальные направления развития этнополитических процессов необходимо держать в поле зрения власти и общества на сегодняшний день? Эти вопросы и ответы на них имеют принципиальное значение для судеб России, ее народов, государства в современных условиях.
Исходя из менталитета российского сознания, практической работы властных структур и общества, принципиальное значение имеют установки, которые исходят от Президента Российской Федерации. Исходя из этого, мы не можем в данном докладе, подготовленном для Вас, не упомянуть о том, что животрепещущие вопросы национальной политики не были включены в ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, хотя мы со своей стороны и давали свои, как представляется, весьма обоснованные предложения. Многие люди увидели в этом стремление руководства страны в очередной раз обойти национальные вопросы, не придать им значения. Зная Вас как человека открытого, не уходящего от реальных вызовов общества, мы сочли возможным обратить Ваше внимание на фундаментальную значимость проведения демократически выверенной и последовательной национальной политики, что особенно необходимо на фоне трагических событий на Северном Кавказе, роста национал-шовинистических настроений в стране, провоцирования новой волны национализма в ряде республик и автономий Российской Федерации. Фактически не налажена практическая и понятная всем работа Правительства России, других исполнительных органов власти в центре и на местах. Важно понять, что Концепция государственной национальной политики - это документ, регламентирующий деятельность не только одного ведомства или отдельных субъектов Федерации. Это принципиальная политика России по собиранию народов страны в единое, жизнеспособное, сильное государство, политика демократического обустройства народов, граждан и страны. Данный документ должен быть обязательным для неукоснительного исполнения всеми органами власти в центре и на местах.
Одновременно Концепция - это и хорошая духовно-политическая основа для диалога между властью и обществом в сфере национальных отношений. К сожалению, такого понимания роли и места национальной политики, понимания жизненной необходимости последовательной реализации требований Концепции государственной национальной политики на всех уровнях и во всех ветвях власти мы пока не достигли. Власть и общество, как мы уже подчеркивали, перегружены ложными стереотипами о нациях, их природе и перспективах развития в многонациональной стране. Невежественные подходы в регулировании этнополитическими процессами создали представления о "неблагонадежных народах" и "ущербных национальностях". Вместо согласованной, созидательной работы энергия людей направлена на поиск "вредных народов" и "вредных религий". Хотя ясно, что на самом деле речь идет о конкретных личностях - хороших и плохих, но стереотип коллективной ответственности наций за действия отдельных деятелей господствует в сознании людей, в том числе чиновников и политиков различных рангов.
В сфере национальных отношений, как и в других сферах общества, следует различать добро и зло. Л.Н.Толстой очень мудро отметил: все хорошо, что объединяет людей, и все плохо, что их разъединяет. Это критерии и при понимании различий между национализмом и патриотизмом, национальным и националистическим. Национализм, рано или поздно может перерасти в нацизм. Соответственно, он противоречит генетическому коду многонациональной России. Национализм, в конечном итоге потребует жертв. Гениальную в этом плане формулу предложил еще в XIX веке В.Соловьев, показав путь национализма: "Национальное самосознание - национальное самообожание - национальное самоуничтожение". Мы должны быть бдительны, когда в моду входит восхваление национализма, зная, что это один из национального этапов национального экстремизма самоуничтожения нации.
Недопонимание сути национального вопроса ведет в России к практике проявления крайних форм национализма, национал-экстремизма и национал-сепаратизма. Так было неоднократно. У нас же об этих проблемах на серьезном уровне принято говорить лишь в ходе или после того, как этнокризис или конфликт начинает нещадно "пожирать" человеческие жизни и опустошать духовно-нравственный потенциал и ресурсы страны. Только тогда возникает понимание того, что существование наций и специфика их интересов - это объективная историческая реальность, а пренебрежение и равнодушие к ним жестко наказывается самой жизнью.
Опыт истории тому пример. Миллионы людей погибли в ХХ веке в межнациональных конфликтах от национализма, нацизма и фашизма. Наиболее кровопролитные конфликты и в конце ХХ века в той или иной степени также обретают этнополитическую окраску. Однако, пренебрегая этим опытом, у нас все больше в моду входят этнофобия, исламофобия, ваххабизм, русофобия, кавказофобия, национал-фашизм и т.д. Не секрет, что в стране имеет место, а кое-где и культивируется открытая пропаганда межнационального недоверия, вражды, откровенного национал-сепаратизма, национал-шовинизма, антисемитизма, нацизма, а иногда даже и фашизма. Десятки печатных органов, а в немалой степени и телевидение, распространяют материалы, содержание которых гальванизирует межнациональную рознь и недоверие. Государство, общество не могут, не должны оставаться тут равнодушными наблюдателями, статистами. Речь идет о самочувствии, достоинстве и безопасности граждан, народов, России в целом.
Главным ориентиром новой национальной политики российского государства являются принципы и ценности демократии, понимание и реализация которых в конечном итоге и стабилизирует межнациональные отношения. Свобода слова - это действительно огромное завоевание демократии, которая позволяет добиться и права на самостоятельное, свободное развитие каждого народа независимо от его численности. Благодаря свободе слова мы получили возможность познать многие стороны "недозволенной" ранее, скрытых сторон жизни народов, опыта их сотрудничества. Но свобода слова - это и момент совести, нравственности, который предполагает и соответствующую ответственность за опубликованное, сказанное, как и за содеянное. Иначе свобода слова оборачивается не конструктивным, а разрушительным содержанием.
Особенно это чувствуется в сфере национальных отношений, где одно неосторожно сказанное слово может спровоцировать обострение межнациональных отношений, угрожая перерасти в кровопролитные конфликты. Настоящая газета ведет на своих страницах уважительный диалог с народом и между народами. Много ли у нас таких доброжелательных собеседников? Увы, мало. Особенно, в этом плане "везет" национальным отношениям. Везде обильно мелькают "лица кавказской национальности" - злодеи, разваливающие государство, или "лица еврейской национальности", растаскивающие державное добро, а там далее - "русские, которые всех угнетают", и т.д. Таким образом формируется синдром привыкания к ущербности наших народов, их противопоставление, разжигание межнациональной розни и вражды. Дело доходит до оскорбительного для цивилизованных людей тезиса: о невозможности совместного проживания на одной территории людей различных национальностей и вероисповедания
Органы власти и чиновники в ряде случаев не только не противостоят активно подобным антиконституционным действиям, но и сами зачастую, способствуют дискриминации людей, оскорблению целых народов и граждан по национальному или религиозному признаку. И в итоге - дестабилизация ситуации в регионах и в стране, массовые нарушения прав человека по национальному признаку. Не сложились в управленческих структурах традиции своевременной, этнологической экспертизы различных проектов государственных решений любого уровня. Соответственно, влияние чиновников нередко оказывается грубым вмешательством в тончайшую ткань национального самочувствия отдельных граждан и целых народов.
Трагический пример Чечни, когда борьба против бандитов и террористов, освобождение Чечни и чеченцев от их ига, стали оборачиваться ущемлением национальных чувств, преследованием людей по национальному признаку, хотя Вы, будучи еще Председателем Правительства Российской Федерации в самом начале антитеррористической операции в Чечне, выступая в Государственной Думе, предостерегали всех от этого. События на Кавказе давно должны были нас всех заставить по-новому взглянуть на национальные вопросы и на подходы к их разрешению. Преобладающее большинство чеченского народа, страдающее больше всех от бандитов-террористов и заинтересованное более всех в очищении Чечни от них, совершенно недостаточно оказалось подключенным к тем мерам, которые там реализовывались федеральными органами власти. Да и сейчас, как нам представляется, недостаточно внимательно учитываются этнонациональные моменты в осуществлении на местах инициатив Президента по укреплению вертикали государственной власти, совершенствованию, упорядочению федеративных отношений.