О родной стране, о России - RUSSIA

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » О родной стране, о России - RUSSIA » Наша РОДИНА - Р О С С И Я » РОССИЯ - общие сведения


РОССИЯ - общие сведения

Сообщений 31 страница 40 из 94

31

Огромная работа, развернутая в регионе в конце 1997 года и в начале 1998 года по выработке конкретных программ действий в регионе, была фактически провалена после отставки Правительства Черномырдина В.С.
Никто последовательно и серьезно не занимался Северным Кавказом вплоть до августа 1999 года.
Результат: целый ряд трагедий в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Осетии.
Можно не сомневаться, что и агрессия банд террористов с территории Чечни в Дагестан была спровоцирована, кроме прочего, и бездействием федеральных органов власти.
Десятки указаний Президента и решений Правительства по Дагестану, Ингушетии, Осетии, Чечне, Карачаево-Черкессии в эти годы попросту игнорировались. Федеральные власти создали ситуацию, когда граждане региона были брошены на произвол судьбы, отданы на откуп местным "элитам" и бандитам. И только с началом антитеррористической операции в Дагестане началась относительно активная созидательная работа в регионе.
Благодаря таким реальным действиям и был достигнут успех в Дагестане, но его не удалось закрепить в Чечне. Фактически на сегодняшний день не развязан до конца ни один из конфликтонесущих, дестабилизирующих узлов на Кавказе.

Основные неудачи государственной политики на Северном Кавказе объясняются ее непоследовательностью и несогласованностью действий, попытками решить сложнейшие национальные вопросы наскоками, отдельными поездками, путем заигрывания с различного рода "лидерами" в ущерб интересам народов региона, состоянию национальных отношений в регионе и в стране. "Кавказская политика" переполнена стереотипами, символами и импровизациями без учета интересов всех народов российского государства. И сегодня Северный Кавказ перегружен вновь не только военно-административным потенциалом, но и соответствующими методами управления, без должного их обеспечения соответствующими культурно-информационными, экономическими и этнополитическими мерами, диалогом с гражданским обществом. Такая ситуация уже неоднократно приводила к негативным последствиям. Но российская власть с завидной последовательностью повторяет здесь трагические для государства, народов региона ошибки.

Чечня по-прежнему остается фактором, дестабилизирующим обстановку в целом на Северном Кавказе. Здесь по-прежнему господствует неразбериха. Хорошо, что назначен руководитель администрации Чечни, но до сих пор не удалось наладить широкомасштабный диалог с местным населением. Следовало бы более существенным образом помочь Кадырову, Аслаханову в установлении более эффективного взаимодействия с федеральными органами власти, а также с Хаджиевым, Хасбулатовым, Гантамировым, Сайдулаевым и с другими лидерами Чечни. Необходимо вернуть ответственную солидарность в чеченское общество. Нужна более ощутимая работа по реализации первоочередных мер по восстановлению Чечни, по подключению к этой работе и субъектов федерации. Надеемся, что В.Елагину удастся работу, которую достаточно эффективно начал в Чечне Н.П.Кошман. Но самое главное и самое трудное здесь сегодня - это процесс примирения. Трудно найти в Чечне семью, которая не пострадала бы от случившейся трагедии. Трудно найти в России человека, который остался бы равнодушным к трагедии в Чечне. Нужны всероссийские акции примирения, помощи и поддержки, обустройства людей в Чечне и беженцев из Чечни по всей России. Предстоит огромная работа по постконфликтному строительству в Чеченской Республике. Нужно расширить возможности пропаганды, просвещения, информации, культуры в процессе примирения. Иначе каждая из сторон будет изощряться в обвинении друг друга.

32

В-пятых, - Дагестан мужественно противостоял летом 1999 года агрессии.
Но ситуация в республике остается сложной. Дагестан до сих пор находится под тройным прессингом: а) тяжелейшего социально-экономического кризиса и массовой безработицы, существенного влияния криминалитета, отсутствия ресурсообеспеченных программ восстановления предприятий и создания рабочих мест; б) неослабевающего давления этнополитического сепаратизма и экстремизма, постоянного, непрекращающегося террора и насилия со стороны бандформирований из Чечни; в) все усиливающейся экспансии религиозного ультрарадикализма с территории стран ближнего и дальнего зарубежья.

Наконец, общая обстановка на Северном Кавказе такова, что повсеместно - в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Северной Осетии, Ставрополе, Краснодаре, Ростове - конфликтонесущие, провоцирующие, базовые факторы, пока не нейтрализованы, а загнаны во внутрь. И каково их реальное состояние и чего следует ожидать в перспективе, мало кто знает. Следует подчеркнуть, что логика развития процессов в регионе имеет не только объективные, но и целый ряд субъективных причин. И не последнюю роль в этом ряду играет непоследовательность и равнодушие целого ряда властных структур к положению на Северном Кавказе, даже при наличии четких установок со стороны Президента России. Безграмотная, импульсивная, половинчатая работа органов власти на всех уровнях, которые чаще действуют в регионе методами политики заигрывания и равнодушия, не отвечают интересам народов региона и перспективной государственной стратегии. На Кавказе губительную роль играет исторически сложившийся в кавказской политике стереотип о том, что "на Кавказе уважают силу", и его следствие - попытки управлять делами на Кавказе военно-административными методами. Важно понять всем нам, что на силу здесь отвечают силой, а на дружбу дружбой. Из этого и следует исходить в кавказской политике. Ассамблея народов России считает, что необходимо в корне изменить подходы в кавказской политике. Кавказ - это общность с господством институтов и механизмов гражданского общества, символов, обычаев и традиций. И это означает, что надо выстраивать в регионе соответствующую политику. Важно, чтобы народы Кавказа увидели в Федерации защитника своих прав и свобод, в том числе и национальных. А недоверие здесь оборачивается определенной потерей легитимности власти. И это благодатная почва для беззакония, бандитизма, сепаратизма и экстремизма. Как это и случилось в Чечне.

Кавказский субрегион чрезвычайно важен для России. Часто можно услышать о геополитическом, геостратегическом значении Северного Кавказа, о территориальной целостности России, о безопасности границ и очень редко - о Кавказе как о земле уникальных народов и культур, об их российской судьбе. Для Кавказа и кавказцев жизненно важное значение имеет сохранение социальной и духовной целостности российского многонационального народа и государства. Кавказ - это важнейший регион, где проходят испытания на прочность не только межнациональные отношения, но и вся модель национально-государственного устройства России, система федеративных отношений. Именно поэтому неправомерен риторический вопрос: "Нужен ли Северный Кавказ России?", ибо ответ может быть только один: "Не только России нужен Северный Кавказ, но и Северному Кавказу нужна Россия". Кавказ не в меньшей степени Россия, чем любой другой регион страны. И соответствующим должно быть отношение к Кавказу и к кавказцам, как и кавказцев к общей родине - России.

Ассамблея народов России надеется, что Полномочный Представитель Президента на Северном Кавказе (видимо нет никакой необходимости отказываться от исторического названия этого края - Кавказ, называя его "южным округом") сможет хотя бы снивелировать, исправить недостатки политических и управленческих мер государства последних лет на Северном Кавказе, исходя как из ошибок прошлого, так и исторической приверженности Кавказа к России.

Ситуация на Северном Кавказе пока свидетельствует о глубоком кризисе форм и методов, практики государственной национальной и федеративной политики в целом.

33

III. О Концепции государственной национальной политики.

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации - плод многотрудных усилий и кропотливой работы огромного коллектива людей.
Создатели Ассамблеи народов России с 1990 года работали над будущей концепцией государственной национальной политики, преодолевая порой адские коридоры чиновничьего равнодушия и непонимания. Самое главное, что вся эта работа в июне 1996 года все же была доведена до Указа Президента Российской Федерации. Для этого потребовалось более пяти лет. Только приход в органы власти в Центре и на местах таких профессионалов, как Михайлов В.А., Тишков В.А., Бабичев В.С., Печенев В.А., Чичановский А.А., Амелин В.В., Э.А.Паин, Смирнова С.К., Гусаев М.С., Хоперская Л.Л., Цаголов К.М., Хамчиев Б.Б., Томтосов Н.А., Зорин В.Ю., Каламанов В.А., Темиров У.Э., Шахрай С.М., Швецова Л.Н., Шинчук Б.Л. и многих других, при активной поддержке тогдашнего Председателя Правительства Российской Федерации В.С.Черномырдина, ученых и специалистов РАН, РАГС, всей страны позволил нам добиться этого. При различных подходах и позициях нам удалось отработать приемлемый для всех вариант государственной национальной политики.

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации - это не сиюминутный конъюнктурный документ, а стратегическая программа деятельности государства и общества в целом на долгосрочный период в сфере национальных отношений. Она уже сыграла и бесспорно сыграет еще положительную, оздоровительную, стабилизирующую роль в жизни нашего многонационального государства и общества. При всей дискуссионности некоторых положений, при отсутствии четкой духовно-идеологической базы развития общества этот фундаментальный документ все же состоялся.

34

Выработана система современных взглядов, принципов и приоритетов органов власти в сфере национальных отношений.

Концепция дает современное понимание сути целей и задач государственной политики, стратегии и тактики по решению конкретных проблем самобытного развития народов, а также основные подходы по гармонизации межнациональных отношений во всех сферах российского общества. Это не "западный" или "восточный" варианты национальной политики, а российский. Цели и задачи национальной политики определены в соответствии с принципами и положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов, национальных и общероссийских традиций многонационального сотрудничества. Вкратце общие принципы и подходы, которые определяют деятельность органов власти и гражданского общества в сфере национальных отношений, заключаются в следующем:

- учет специфических интересов каждого народа, каждой этнической группы, согласование этих интересов демократическим путем друг с другом, а также с общегосударственными интересами в целях достижения отношений паритета и созидательного партнерства между народами и их представителями, гражданами единой страны. Самоутверждение и достойное развитие наций-этносов, с одной стороны, и формирование их единства и общности как нации-государства, многонационального народа Российской Федерации, с другой стороны;

- защита конституционных прав на самоопределение и развитие каждого народа независимо от его численности в составе единого государства, а также гарантирование прав и свобод каждого гражданина России независимо от его национальной принадлежности во всех сферах общественной и государственной жизни;

- обеспечение органичного сплава: самобытного развития каждого народа, национального достоинства каждого гражданина страны и укрепления общности многонационального народа Российской Федерации, единства и целостности российского государства;

- недопущение каких-либо форм дискриминации прав и свобод народа и человека по национальному и религиозному признакам ни в одной из сфер общественной и государственной жизни страны.

Концепция определена и давно пришло время ее активной реализации через разработку и внедрение на практике конкретных программ самобытного национального развития и многогранного сотрудничества народов в центре и на местах. При этом, преодолевая такую не оправдавшую себя практику, когда национальные вопросы, возникающие на местном уровне, решаются в Москве. Необходимо ориентироваться на реализацию программ национальной политики и достижение межнационального согласия прежде всего на уровне компактного проживания национальностей в конкретных районах, городах, регионах.

Концепция государственной национальной политики должна стать непререкаемой в смысле ее исполнения всеми органами государственной власти и в Центре, и на местах. Просили бы Вас, Владимир Владимирович, выступить с инициативой придать Концепции государственной национальной политики статус Федерального закона. Пока же реализация Концепции остается делом добровольным, зависимым лишь от личного понимания или непонимания национальных проблем конкретным руководителем района, города, субъекта федерации, страны. В этом плане для реализации государственной национальной политики сегодня, как никогда, требуется воля и повседневное внимание к ее состоянию со стороны Президента страны. Национальная политика в руках Президента многонационального российского государства должна быть в одном ряду с самыми фундаментальными мерами, обеспечивающими государственную безопасность и территориальную целостность России, защиту прав и свобод ее граждан. Ее реализация не может осуществляться по "остаточному принципу", а должна обеспечиваться надежными организационными и финансовыми ресурсами, ибо, как показывает жизнь, "дешевая" национальная политика слишком дорого обходится народам и гражданам России.

35

IV. О реализации государственной национальной политики.


Следует исходить из того, что Концепция государственной национальной политики стала уже фактом государственной и общественной жизни.
Как она реализуется в практической деятельности федеральных органов власти, органов власти в субъектах федерации и в местных сообществах? Какие актуальные направления развития этнополитических процессов необходимо держать в поле зрения власти и общества на сегодняшний день? Эти вопросы и ответы на них имеют принципиальное значение для судеб России, ее народов, государства в современных условиях.

Исходя из менталитета российского сознания, практической работы властных структур и общества, принципиальное значение имеют установки, которые исходят от Президента Российской Федерации. Исходя из этого, мы не можем в данном докладе, подготовленном для Вас, не упомянуть о том, что животрепещущие вопросы национальной политики не были включены в ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, хотя мы со своей стороны и давали свои, как представляется, весьма обоснованные предложения. Многие люди увидели в этом стремление руководства страны в очередной раз обойти национальные вопросы, не придать им значения. Зная Вас как человека открытого, не уходящего от реальных вызовов общества, мы сочли возможным обратить Ваше внимание на фундаментальную значимость проведения демократически выверенной и последовательной национальной политики, что особенно необходимо на фоне трагических событий на Северном Кавказе, роста национал-шовинистических настроений в стране, провоцирования новой волны национализма в ряде республик и автономий Российской Федерации. Фактически не налажена практическая и понятная всем работа Правительства России, других исполнительных органов власти в центре и на местах. Важно понять, что Концепция государственной национальной политики - это документ, регламентирующий деятельность не только одного ведомства или отдельных субъектов Федерации. Это принципиальная политика России по собиранию народов страны в единое, жизнеспособное, сильное государство, политика демократического обустройства народов, граждан и страны. Данный документ должен быть обязательным для неукоснительного исполнения всеми органами власти в центре и на местах.

Одновременно Концепция - это и хорошая духовно-политическая основа для диалога между властью и обществом в сфере национальных отношений. К сожалению, такого понимания роли и места национальной политики, понимания жизненной необходимости последовательной реализации требований Концепции государственной национальной политики на всех уровнях и во всех ветвях власти мы пока не достигли. Власть и общество, как мы уже подчеркивали, перегружены ложными стереотипами о нациях, их природе и перспективах развития в многонациональной стране. Невежественные подходы в регулировании этнополитическими процессами создали представления о "неблагонадежных народах" и "ущербных национальностях". Вместо согласованной, созидательной работы энергия людей направлена на поиск "вредных народов" и "вредных религий". Хотя ясно, что на самом деле речь идет о конкретных личностях - хороших и плохих, но стереотип коллективной ответственности наций за действия отдельных деятелей господствует в сознании людей, в том числе чиновников и политиков различных рангов.

В сфере национальных отношений, как и в других сферах общества, следует различать добро и зло. Л.Н.Толстой очень мудро отметил: все хорошо, что объединяет людей, и все плохо, что их разъединяет. Это критерии и при понимании различий между национализмом и патриотизмом, национальным и националистическим. Национализм, рано или поздно может перерасти в нацизм. Соответственно, он противоречит генетическому коду многонациональной России. Национализм, в конечном итоге потребует жертв. Гениальную в этом плане формулу предложил еще в XIX веке В.Соловьев, показав путь национализма: "Национальное самосознание - национальное самообожание - национальное самоуничтожение". Мы должны быть бдительны, когда в моду входит восхваление национализма, зная, что это один из национального этапов национального экстремизма самоуничтожения нации.

Недопонимание сути национального вопроса ведет в России к практике проявления крайних форм национализма, национал-экстремизма и национал-сепаратизма. Так было неоднократно. У нас же об этих проблемах на серьезном уровне принято говорить лишь в ходе или после того, как этнокризис или конфликт начинает нещадно "пожирать" человеческие жизни и опустошать духовно-нравственный потенциал и ресурсы страны. Только тогда возникает понимание того, что существование наций и специфика их интересов - это объективная историческая реальность, а пренебрежение и равнодушие к ним жестко наказывается самой жизнью.

Опыт истории тому пример. Миллионы людей погибли в ХХ веке в межнациональных конфликтах от национализма, нацизма и фашизма. Наиболее кровопролитные конфликты и в конце ХХ века в той или иной степени также обретают этнополитическую окраску. Однако, пренебрегая этим опытом, у нас все больше в моду входят этнофобия, исламофобия, ваххабизм, русофобия, кавказофобия, национал-фашизм и т.д. Не секрет, что в стране имеет место, а кое-где и культивируется открытая пропаганда межнационального недоверия, вражды, откровенного национал-сепаратизма, национал-шовинизма, антисемитизма, нацизма, а иногда даже и фашизма. Десятки печатных органов, а в немалой степени и телевидение, распространяют материалы, содержание которых гальванизирует межнациональную рознь и недоверие. Государство, общество не могут, не должны оставаться тут равнодушными наблюдателями, статистами. Речь идет о самочувствии, достоинстве и безопасности граждан, народов, России в целом.

Главным ориентиром новой национальной политики российского государства являются принципы и ценности демократии, понимание и реализация которых в конечном итоге и стабилизирует межнациональные отношения. Свобода слова - это действительно огромное завоевание демократии, которая позволяет добиться и права на самостоятельное, свободное развитие каждого народа независимо от его численности. Благодаря свободе слова мы получили возможность познать многие стороны "недозволенной" ранее, скрытых сторон жизни народов, опыта их сотрудничества. Но свобода слова - это и момент совести, нравственности, который предполагает и соответствующую ответственность за опубликованное, сказанное, как и за содеянное. Иначе свобода слова оборачивается не конструктивным, а разрушительным содержанием.

Особенно это чувствуется в сфере национальных отношений, где одно неосторожно сказанное слово может спровоцировать обострение межнациональных отношений, угрожая перерасти в кровопролитные конфликты. Настоящая газета ведет на своих страницах уважительный диалог с народом и между народами. Много ли у нас таких доброжелательных собеседников? Увы, мало. Особенно, в этом плане "везет" национальным отношениям. Везде обильно мелькают "лица кавказской национальности" - злодеи, разваливающие государство, или "лица еврейской национальности", растаскивающие державное добро, а там далее - "русские, которые всех угнетают", и т.д. Таким образом формируется синдром привыкания к ущербности наших народов, их противопоставление, разжигание межнациональной розни и вражды. Дело доходит до оскорбительного для цивилизованных людей тезиса: о невозможности совместного проживания на одной территории людей различных национальностей и вероисповедания

Органы власти и чиновники в ряде случаев не только не противостоят активно подобным антиконституционным действиям, но и сами зачастую, способствуют дискриминации людей, оскорблению целых народов и граждан по национальному или религиозному признаку. И в итоге - дестабилизация ситуации в регионах и в стране, массовые нарушения прав человека по национальному признаку. Не сложились в управленческих структурах традиции своевременной, этнологической экспертизы различных проектов государственных решений любого уровня. Соответственно, влияние чиновников нередко оказывается грубым вмешательством в тончайшую ткань национального самочувствия отдельных граждан и целых народов.

Трагический пример Чечни, когда борьба против бандитов и террористов, освобождение Чечни и чеченцев от их ига, стали оборачиваться ущемлением национальных чувств, преследованием людей по национальному признаку, хотя Вы, будучи еще Председателем Правительства Российской Федерации в самом начале антитеррористической операции в Чечне, выступая в Государственной Думе, предостерегали всех от этого. События на Кавказе давно должны были нас всех заставить по-новому взглянуть на национальные вопросы и на подходы к их разрешению. Преобладающее большинство чеченского народа, страдающее больше всех от бандитов-террористов и заинтересованное более всех в очищении Чечни от них, совершенно недостаточно оказалось подключенным к тем мерам, которые там реализовывались федеральными органами власти. Да и сейчас, как нам представляется, недостаточно внимательно учитываются этнонациональные моменты в осуществлении на местах инициатив Президента по укреплению вертикали государственной власти, совершенствованию, упорядочению федеративных отношений.

36

Исторический опыт свидетельствует:

попытки загнать национальный вопрос вглубь, отложить его решение до лучших времен оказываются в конечном итоге контрпродуктивными и опасными. Конечно, это не означает, что на каждом углу надо кричать о национальностях и о национальной специфике, везде фиксировать национальность, искусственно будоражить национальные чувства людей. Нет, ни в коем случае. Но пренебрегать ими в многонациональной стране тоже недопустимо.

Уверены, что с такой опасностью не нависла бы над Россией тень Баркашова, Радуева, Байрамовой, Тагаева, Басаева и других национал-экстремистов, если бы не факты проявления беспрецедентного равнодушия к национальному самочувствию народов страны. Если бы властные и гражданские структуры были подключены к человеческому измерению состояния национального самосознания. И проявляли бы заботу о гармоничной стыковке духовно-политических, социально-экономических и культурно-нравственных составляющих русского и всех других народов страны, многонационального народа Российской Федерации.

Более того, если бы свои решения федеральные власти осуществляли политику, советуясь со специалистами-профессионалами после своевременной, объективной и доброжелательной этнологической экспертизы, многие решения по Чечне, Дагестану, Ингушетии, Осетии, Карачаево-Черкессии, Тыве, Саха-Якутии, Башкортостану, Татарстану - имели бы совершенно другую конфигурацию. Национальные отношения, как и любая сфера общества, поддаются научному осмыслению и регулированию. Это надо знать соответствующим чиновникам, а не заниматься политическим мифотворчеством в сфере национальных отношений.

Анализируя этнополитические процессы, мы приходим и к выводу о нашей кадровой беде в сфере национальных отношений. Думаем, что она состоит прежде всего в том, что некоторые высокопоставленные должностные лица без знания ситуации пытаются ее регулировать. Самомнение, "я все знаю", в сфере национальных отношений намного опаснее для государственного чиновника, чем даже действительное незнание. Особенно, повторю, если это касается проблем, связанных с такой тонкой материей, как национальные отношения, самочувствие и сотворчество народов. Сфера национальных отношений буквально перенасыщена разного рода "миротворцами", "специалистами", которые после одной поездки на Кавказ делают глобальные выводы и принимают решения. Подобные люди своими действиями, по существу, дискредитируют государственную национальную политику, обостряют межнациональные противоречия. В целях стабилизации этнополитической ситуации в стране необходимо: отработать четкие механизмы реализации государственной национальной политики; решать вопросы реабилитации репрессированных народов; определить меры по восстановлению и защите прав насильственно депортированных народов; определить четкие правовые гарантии защиты достоинства народа, прав и свобод человека независимо от национальной принадлежности; не позволять агрессивное вторжение хозяйствующих субъектов в традиционную сферу обитания народов, особенно малочисленных; наладить соответствующую систему образования, информации и воспитания, которая отвечала бы потребностям соответствующей многонациональной, многокультурной, многоконфессиональной и федеративной сущности современной России. Так, хищническое вторжение топливно-энергического комплекса в природную и культурную среду обитания народов резко ухудшает и без того тяжелое национальное и гражданское самочувствие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которых насчитывается всего 32. Численность, к примеру, ульчей составляет всего - 2,5 тыс. человек, нивхов - 2,3 тыс. человек, саамов - 2 тыс. человек, негидальцев - 600 человек, ороков - 560 человек и т.д. Многие из них оказались на грани физического вымирания. И это на фоне процветания нефтегазовых магнатов. Кто ответит за последствия такой деятельности? Государство обязано защищать тех, кто не может себя защитить. Можно и нужно обязать принятием соответствующих правовых актов нефтегазовые, лесопромышленные и другие компании компенсировать потери для людей, проживающих на этих территориях и ведущих традиционный образ жизни. Необходимо обеспечивать и условия для введения традиционных промыслов. Варианты решения этих и других жгучих проблем Ассамблея совместно с Ассоциацией малочисленных народов предлагала неоднократно, ибо мы уверены: разрушение традиционной среды обитания есть разрушение самого народа. Патронажная политика государства тут необходима. И мы надеемся на проявление политической воли со стороны Президента. Для справки: фактически был провален Указ Президента "О неотложных мерах по сохранению мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера". Не выполняется закон "О гарантиях прав малочисленных народов", который был принят после восьми лет споров и перепалок. Доказала свою неэффективность программа социально-экономического развития малочисленных народов.

При этом речь идет не только о проблеме разрушения традиционной культурно-исторической и природной среды обитания только малочисленных, но и многих других народов, в том числе и русского этноса. Об этом бьют тревогу многие истинно патриотические организации и экологи. Разрушение среды обитания нарушает и традиционный характер, и соответствующее поведение этносов. Защита традиционной среды обитания этносов - это задача общегосударственная. Речь идет о сохранении самобытности и перспективы развития и сожительства российских этносов в ХХI веке.

С сожалением приходится констатировать, что необходимый системный подход к этим вопросам у нас пока не сложился. Конкретные предложения по сохранению традиционной среды обитания народов уже предлагались. Впервые в Миннаце России была создана структура по региональной этнологии и этнической экспертизе в тесном взаимодействии со многими ведомствами и регионами. Возможности для качественного сдвига в этом направлении имелись. Но все это, к сожалению, при очередной перестройке министерства оказалось ненужным. Миннацу сегодня, дай бог, справиться с миграционными и региональными вопросами, а этническая, этнополитическая проблематика вновь останется бесхозной. Вместе с тем предстоит огромная работа по преодолению чувства отчуждения, недоверия и взаимных обид, которыми перегружена сфера национальных отношений. Речь идет об оптимизации всей системы управления этнополитическими процессами в стране, не приемлющей унифицированных методов прошлого, а также нынешних подходов постоянного лавирования на грани конфликтов, при переходе к новой управленческой парадигме, которая учитывала бы всю гамму потребностей самобытного развития наций-этносов, с одной стороны, и целостность общегражданских устремлений, как нации-государства, - с другой.

37

V. Организационное, управленческое и финансовое обеспечение национальной политики.


Концепция государственной национальной политики - это не столько идеологическая или политическая доктрина, сколько система организационно-управленческих мер, которые реализуются органами власти в диалоге с институтами гражданского общества.
При обсуждении на заседании Правительства мер по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации" Вы справедливо заметили, еще будучи Председателем Правительства России: "наверное, мало кто из членов Правительства видел эту Концепцию". Сказанное тогда, точно характеризует отношение в целом федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации к проблемам национальных отношений и национальной политики. Одно беспомощное ведомство, созданное как будто для отвода глаз, не способно решить задачи национальной политики без комплексного подхода.

Работа по реализации Концепции государственной национальной политики охватывает следующие важнейшие направления деятельности органов власти всех уровней:

- законотворческую работу по совершенствованию федеративных и межнациональных отношений;

- обеспечение гарантий защиты прав и свобод конкретного человека и национально-этнических общностей независимо от национальной и религиозной принадлежности; подготовку и реализацию федеральных и региональных программ по национальному развитию и государственной общности субъектов федерации и народов России, всего многонационального народа Российской Федерации;

- неотложные меры по стабилизации кризисных явлений в этнической и конфессиональной сферах;

- проблемы нарастающего демографического кризиса в его этническом и этнополитическом измерении; научно-аналитическое, культурно-информационное и организационно-кадровое обеспечение национальной политики на всех уровнях власти и гражданского общества;

- решение назревших проблем по удовлетворению национальных потребностей людей в области образования, культуры и языка;

- ответственность за прогнозирование и осуществление превентивных мер по недопущению, а если случилось - по разрешению межнациональных конфликтов, постконфликтному строительству.

Каждая их этих мер требует не только собственно организационного, но и правового, финансового обеспечения.
Отсутствие такой комплексной, предметной и систематической работы по реализации государственной национальной политики прежде всего на федеральном уровне приводит к ее систематической дискредитации.
Люди разных национальных общностей перестают верить государству, обществу, и, самое главное, теряют веру в то, что Россия способна стать страной достойного и равноправного развития каждого этноса, страной стабильного межнационального мира, хотя все предпосылки и возможности для этого есть.
В результате не только отдельные люди, но и целые этнические общности время от времени становятся заложниками отдельных "лидеров", которые провоцируют межнациональные конфликты.

В 1998 году нам совместно с депутатами Государственной Думы удалось внести изменения в приложение "3" к Федеральному Закону "О бюджетной классификации". Впервые была включена статья расходов на развитие федеративных и национальных отношений, что давало реальную перспективу проведения и продуктивной национальной политики. И в первый раз появились реальные надежды на то, что Правительство выходит наконец на действенную и эффективную национальную политику. Но в бюджете 1999 года финансирование этой статьи не предусмотрели, мол сделаем на 2000 год. А из бюджетной классификации 2001 года статья вообще исключена. Это еще одна демонстрация непонимания, нежелания предотвратить противоречия и конфликты. Все хотят и далее говорить, пошуметь, посвергать всех и вся, обсуждая проблемы Кавказа, Чечни и далее, разжигая тем самым "пужательные" страсти, вместо должного финансового и правового обеспечения государственной национальной политики. Комментарии здесь излишни.

Для России приемлема только научно обоснованная и дальновидная национальная политика соответствующая финансовым, правовым и информационным обеспечением ее конкретных программ. Нужна систематическая работа органов власти всех уровней и общества по самобытному развитию, собиранию народов и культур.
Народы России не надо уговаривать жить вместе, надо только создавать условия, нормальный морально-политический климат для их совместной достойной сожительства, общности в составе единого государства.

Источник:
http://www.ng.ru/document/2001-01-30/0_ … olicy.html

38

Россия - многонациональная страна.

В Российской Федерации проживают более 160 народов и национальностей, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры.
В этом плане Россия не имеет себе равных в мире.

39

Государственно-политическое устройство

Конституционный строй

Россия — демократическая федеративная президентско-парламентская республика (по мнению председателя Конституционного суда РФ, одного из авторов конституции 1993 года В. Д. Зорькина, а также международных экспертов, изучающих смешанную форму правления, Роберта Элджи и Мэттью Шугарта) с широкими полномочиями президента.
По высказываниям президентов РФ Владимира Путина и Дмитрия Медведева, заместителя председателя Государственной Думы РФ Олега Морозова, председателя Совета Федерации Сергея Миронова и других — президентская республика.

Конституционный строй России, включающий в себя государственный и политический строй, определяется Конституцией, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.

Главой государства является Президент России, избираемый на 6 лет (до 2008 г. — на 4 года) всенародным голосованием.
Согласно действующей Конституции, он обладает рядом важнейших полномочий: руководит внешней политикой, является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами, назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства.
По предложению Председателя Правительства назначает на должности Заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, а также освобождает их от должности. Президент возглавляет Совет безопасности, назначает и освобождает от должности командование Вооружёнными силами. Обладает правом предлагать на рассмотрение Государственной Думы кандидатуры на должность Председателя Центрального Банка (не входящего в состав Правительства). В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Президент имеет право объявить военное положение на всей территории страны или на отдельных территориях, но при этом обязан незамедлительно известить о своём решении Федеральное Собрание. Обладает правом издания Указов, обязательных для исполнения на всей территории России (Указы не должны противоречить федеральным Законам). Обладает также целым рядом других полномочий.

Президент может быть отрешён от должности Советом Федерации при условии выдвижения Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления и наличия положительных заключений Верховного и Конституционного судов.

Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.
До 2000 года это были непосредственно губернаторы и спикеры региональных парламентов. Затем (вплоть до настоящего времени) — назначаемые ими представители. В будущем предполагается внести поправки в конституцию и перейти к комплектованию Совета из числа лиц, избранных представительными органами власти и депутатов местного самоуправления.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых всенародным голосованием по партийным спискам сроком на 5 лет (до 2008 г. — на 4 года).

Исполнительную власть осуществляет Правительство. Система федеральных органов исполнительной власти включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Судебную власть осуществляют суды: Конституционный Суд, суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом и арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом.
В некоторых субъектах Российской Федерации учреждены конституционные (уставные) суды, в судебную систему субъектов федерации входят также мировые судьи.

увеличить

40

Политические партии России

На август 2009 года в России, в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях»,
официально зарегистрировано 7 политических партий, из них в Государственной Думе представлены четыре: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР и Справедливая Россия.

увеличить


Вы здесь » О родной стране, о России - RUSSIA » Наша РОДИНА - Р О С С И Я » РОССИЯ - общие сведения