О родной стране, о России - RUSSIA

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Цитаты, афоризмы

Сообщений 71 страница 80 из 111

71

Высказывания из древних книг

-  Победи сначала самого себя, а потом — врагов. Как может владеть другими не владеющий собой?
-  Победить самого себя — это лучшее средство для того, чтобы не быть побежденным.
-  Побеждай гнев мягкостью, зло — добром, жадность — щедростью, ложь — правдой.
-  Побеждай жадного деньгами, гордого — мольбой, глупого — потворством, мудрого — правдивостью.
-  Поборов гордость, человек становится приятным. Поборов гнев, он становится веселым. Поборов страсть, он становится преуспевающим. Поборов алчность, он становится счастливым.
-  Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях.
-  Пока человек полон жизненных сил, он забывает о неумолимой смерти, встречи с которой ему не избежать. Поэтому глупец не задает важных вопросов об истинных проблемах жизни. Каждый думает, что никогда не умрет, хотя на каждом шагу сталкивается с напоминаниями о смерти.
-  Пройдет время, и друг станет врагом, а враг — другом. Ибо собственная выгода сильнее всего.
-  Пропадает знание без дела, пропадает человек без знания, пропадает войско без полководца, пропадают женщины без мужчин.
-  Пусть драгоценность валяется под ногами, а стекло украшает голову — драгоценность остается драгоценностью, а стекло — стеклом.
-  Пусть никто не соединяется с плохими друзьями, пусть никто не соединяется с плохими людьми. Привяжитесь к хорошим друзьям, привяжитесь к благородным людям.
-  Пусть тебя озолотят, не доверяй врагу и не любящей женщине — иначе ты погиб.
-  Раб своих надежд — раб всех людей, повелитель своих надежд — повелитель всего мира.
-  Радости полон мир для того, кто смотрит на всех без вражды и предубеждения.
-  Радуйся выпавшей тебе радости, перенеси выпавшее тебе горе, жди всего, что приносит время, как земледелец ждет урожая.
-  Разве бывает что-либо прекрасно или безобразно само по себе? Что нравится человеку, то для него и прекрасно.
-  Разум без отваги — свойство женщины; отвага без разума — свойство скотины.
-  Разумный оценивает по собственному суждению, глупец доверяет молве.
-  Само собой разрастается масляное пятно на воде, чужой секрет в устах сплетника, малый дар у достойного и знание у разумного — такова природа вещей.
-  С великим трудом поднимаем мы камень на гору, а вниз он падает мгновенно — так же влекут нас вверх добродетели, а вниз пороки.
-  Сердце злодея твердо в счастье и мягко в несчастье; сердце достойного мягко в счастье и твердо в несчастье.
-  Словно отблеск луны в воде, непрочна жизнь смертных; зная это, непрестанно твори добро.
-  Смотрите благожелательно на все сущее: пусть каждое ваше слово будет спокойно, приветливо, благосклонно; пусть каждое действие ваше служит к исправлению, к развитию добра.
-  Суть миллионов книг — в одном стихе: заслуга — в добре ближнему, грех — в зле ближнему.
-  Тело старится от странствий, гора — от воды, женщина — от не удовлетворенных желаний, сердце — от злых речей.
-  Терпение — добродетель бессильного и украшение сильного. Терпение — украшение мужчины, скромность — украшение женщины; однако получивший оскорбление должен ответить силой, а предающаяся любовным наслаждениям — оставить сдержанность.
-  Тогда лишь стоит родиться, когда тебе уготована свобода. Если рабство — жизнь, что такое смерть?
-  Того посещает богиня счастья, кто трудится подобно льву. Лишь ничтожные говорят: «Всё от судьбы!» Одолевай судьбу мужественными делами; если же усердие твое не увенчается успехом, то нет на тебе вины!
-  Только тем великим душам, которые непоколебимо верят в Господа и духовного учителя, сам собой открывается весь смысл ведического знания.
-  Только тот истинно учен, кто хорошо поступает.
-  Томимый страстью не уснет на мягком ложе; удовлетворивший страсть сладко уснет и на шипах.
-  То, что судьба судила нам получить, мы получим и лежа в постели. То, чего не судила, — не получим, каких бы усилий ни прилагали.

72

Высказывания из древних книг

-  Тот велик, кто становится слепым перед чужими женами, хромым в погоне за чужим богатством, немым, слыша хулу на ближних.
-  Тот настоящий человек, кто сбрасывает подступивший гнев, как змея сбрасывает старую кожу.
-  Тот, чье сердце не стремится ни к наукам, ни к битвам, ни к женщинам, напрасно родился на свет, похитив юность матери.
-  Ты думаешь: «Я один» — и не знаешь, что сердце твое не покидает мудрец, взирающий на добро и зло, творимые тобою.
-  Уже одна ревность мужа влечет жену к другому. Разумный охраняет жену, не показывая ревности.
-  У кого не хватит ума поучать другого? Лишь великий разумом сам способен следовать надлежащим путем.
-  Украшение человека — мудрость, украшение мудрости — спокойствие, украшение спокойствия — отвага, украшение отваги — мягкость.
-  У сидящего и счастье всегда сидящее, у стоящего оно стоит прямо, без движенья оно лежит у лежащего, и вперед идет счастье странника.
-  Хозяйка дома — вот что такое дом. А дом без хозяйки подобен лесу.
-  Хорошая жена трудится на тебя, как слуга; дает советы, как советник; прекрасна, как богиня красоты; спокойна и вынослива, как земля; кормит тебя, как мать, и услаждает тебя, как гетера. Хорошая жена — шесть лиц в одном.
-  Ценнейшего клада стократ добродетель ценней, несчастнее нет позабывших о ней.
-  Ценность человека познаётся после его смерти.
-  Чаше весов подобен ничтожный человек: чуть что — он возносится, чуть что — падает.
-  Человек должен трудиться — плохо ему, когда он бездействует.
-  Человек служит человеку — человек служит деньгам.
-  Человек, творящий зло, — враг самому себе: ведь сам он вкусит плоды своего зла.
-  Чему суждено быть, то и будет со мной. Неотвратим путь событий, мое дело — следовать ему.
-  Что пользы от науки тому, у кого нет ума? На что зеркало тому, кто лишен глаз?
-  Что пользы от учености, направленной на зло? Что пользы в светильнике, накрытом горшком?
-  Что проку от знаний тому, кто, изучив все науки и проникнув в их суть, не извлечет из них пользы? Одно утомление.
-  Что сделает злодей тому, в чьей руке меч спокойствия? Когда огонь не находит травы, он сам успокаивается.
-  Шестеро не помнят тех, кто помогал им раньше: ученик — учителя, женатый сын — мать, разлюбивший муж — жену, достигший цели — помощника, выбравшийся из чащи — проводника, больной — врача.
-  Юность мчится невозвратимым потоком. Так предадимся радости — ведь дарованы радости смертным!


Источник: http://www.wisdoms.ru/drev/d6_6.html

73

10 золотых цитат Альберта Эйнштейна

Альбер Эйнштейн был великолепным физиком.

Он открыл много физических законов и был впереди многих ученых своего времени. Но люди называют его гением не только за это.
Профессор Эйнштейн был философом, который ясно понимал законы успеха, и объяснял их так же хорошо, как и свои уравнения.
Вот десять цитат из огромного списка его замечательных высказываний.
Десять золотых уроков, которые вы можете использовать в своей повседневной жизни.

-
1.  Человек, который никогда не ошибался, никогда не пробовал сделать что-нибудь новое.
Большинство людей не пробует делать ничего нового из-за страха ошибиться. Но этого не надо бояться. Зачастую человек, потерпевший поражение, узнает о том, как побеждать больше, чем тот, к кому успех приходит сразу.

2.  Образование — это то, что остается после того, когда забываешь все, чему учили в школе.
Через 30 лет вы совершенно точно забудете все, что вам приходилось изучать в школе. Запомнится только то, чему вы научились сами.

3.  В своем воображении я свободен рисовать как художник. Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир.
Когда понимаешь насколько далеко человечество продвинулось с пещерных времен, сила воображения ощущается в полном масштабе. То, что мы имеем сейчас, достигнуто с помощью воображения наших прадедов. То, что у нас будет в будущем, будет построено с помощью нашего воображения.

4.  Секрет творчества состоит в умении скрывать источники своего вдохновения.
Уникальность вашего творчества зачастую зависит от того, насколько хорошо вы умеете прятать свои источники. Вас могут вдохновлять другие великие люди, но если вы в положении, когда на вас смотрит весь мир, ваши идеи должны выглядеть уникальными.

5.  Ценность человека должна определяться тем, что он дает, а не тем, чего он способен добиться. Старайтесь стать не успешным, а ценным человеком.
Если посмотреть на всемирно известных людей, то можно увидеть, что каждый из них что-то дал этому миру. Нужно давать, чтобы иметь возможность брать. Когда вашей целью станет увеличение ценностей в мире, вы поднимитесь на следующий уровень жизни.

6.  Есть два способа жить: вы можете жить так, как будто чудес не бывает и вы можете жить так, как будто все в этом мире является чудом.
Если жить, будто ничего в этом мире не является чудом, то вы сможете делать все, что захотите и у вас не будет препятствий. Если же жить так, будто все является чудом, то вы сможете наслаждаться даже самыми небольшими проявлениями красоты в этом мире. Если жить одновременно двумя способами, то ваша жизнь будет счастливой и продуктивной.

7.  Когда я изучаю себя и свой способ думать, я прихожу к выводу, что дар воображения и фантазии значил для меня больше, чем любые способности к абстрактному мышлению.
Мечты обо всем, чего бы вы могли добиться в жизни, — это важный элемент позитивной жизни. Позвольте вашему воображению свободно блуждать и создавать мир, в котором вы бы хотели жить.

8.  Чтобы стать безупречным членом стада овец, нужно в первую очередь быть овцой.
Если вы хотите стать успешным предпринимателем, нужно начинать заниматься бизнесом прямо сейчас. Хотеть начать, но бояться последствий, вас ни к чему не приведет. Это справедливо и в других областях жизни: чтобы выигрывать, прежде всего нужно играть.

9.  Нужно выучить правила игры. А затем, нужно начать играть лучше всех.
Выучите правила и играйте лучше всех. Просто, как и все гениальное.

10.  Очень важно не перестать задавать вопросы. Любопытство не случайно дано человеку.
Умные люди всегда задают вопросы. Спрашивайте себя и других людей, чтобы найти решение. Это позволит вам узнавать новое и анализировать собственный рост.

Источник: http://www.libo.ru/libo2658.html

74

Высказывания и афоризмы Эйнштейна

Биография - ЭЙНШТЕЙН АЛЬБЕРТ  (1879-1955)

Эйнштейн Альберт, немецкий физик, создатель теории относительности и один из создателей квантовой теории и статистической физики.
Родился Эйнштейн 14 марта 1879 г. в Ульме в семье совладельца электромеханического предприятия. В гимназии увлекся философией, математикой и популярной литературой по астрономии.
Закончил Цюрихский политехнический институт (1900), в 1902—1909 гг. — эксперт в федеральном патентном бюро в Берне. Здесь Эйнштейн опубликовал свои первые научные работы, одна из которых — «Новое определение размеров молекул» (1905) была защищена им в Цюрихском университете как докторская диссертация. В те же годы Эйнштейн разрабатывает и доказывает общие положения теории относительности, положившей конец т. н. «ньютоновской физики», выполняет исследования по статистической физике, броуновскому движению, теории излучения и др. Эти работы принесли ученому широкую известность: в 1909 г. он стал профессором Цюрихского университета, в 1911—1912 гг. — Немецкого университета в Праге. В 1912 г. Эйнштейн возвращается в Цюрих и занимаег кафедру в Цюрихском политехникуме. На следующий год избирается членом Прусской и Баварской Академии наук и в 1914 переезжает в Берлин, где до 1933 г. является одновременно директором физического института и профессором Берлинского университета. В этот период он завершает создание общей теории относительности и развивает квантовую теорию излучения. В 1921 г. за открытие законов фотоэффекта и работы в области теоретической физики ему присуждается Нобелевская премия по физике и фотохимии.
  С приходом к власти в Германии нацистов, Эйнштейн в знак протеста против фашизма в 1933 г. отказывается от германского подданства, выходит из состава академии и эмигрирует в США, где становится членом Принстонского института высших исследований. В этот период он пытался разработать единую теорию поля, занимался вопросами космологии. В 1940 г. Эйнштейн подписал письмо к президенту США, в котором указал на опасность появления ядерного оружия в фашистской Германии, что стимулировало организацию ядерных исследований в США, во главе которых встал сам ученый. После окончания Второй мировой войны, Эйнштейн выступает активным сторонником запрещения ядерного оружия и подписывает воззвание Б. Рассела.
  Научные труды Эйнштейна сыграли большую роль в развитии современной физики, явившись основой квантовой электродинамики, квантовой теории поля, атомной и ядерной физики, физики элементарных частиц и других разделов физики и астрофизики.
Умер 18 апреля 1955 г. в Принстоне.

75

Высказывания, цитаты и афоризмы Эйнштейнa

-  Истина — это то, что выдерживает проверку опытом.
-  Математика — единственный совершенный метод, позволяющий провести самого себя за нос.
-  Моральные качества замечательного человека имеют большее значение для его поколения и для исторического процесса, чем чисто интеллектуальные достижения. Эти последние сами зависят от величия духа, величия, которое обычно остается неизвестным.
-  Наука без религии хрома; религия без науки слепа.
-  В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса.
-  Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности.
-  Наука — это драма идей.
-  Пока математический закон отражает реальную действительность, он не точен; как только математический закон точен, он не отражает реальную действительность.
-  Самым непонятным в нашем мире является то, что он все-таки понятен.
-  Сила всегда привлекает людей с низкими моральными качествами.
-  Смысл жизни имеет лишь жизнь, прожитая ради других.
-  Фантазия важнее знания.
-  Целью всей деятельности интеллекта является превращение некоторого «чуда» в нечто постигаемое...
-  Никакую проблему невозможно решить на том же уровне, на каком она возникла.
-  Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы.
-  Поиск истины важнее, чем обладание истиной.
-  Чем дальше продвигается духовная эволюция человечества, тем более очевидным мне представляется, что путь к истинной религиозности пролегает не через страх жизни, страх смерти или слепую веру, а через стремление к рациональному знанию.
-  Я чувствую себя настолько солидарным со всем живущим, что для меня безразлично, где начинается и где кончается отдельное.
-  Национализм — детская болезнь, корь человечества.
-  Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами.
-  Если под философией понимать поиски знания в его наиболее общей и наиболее широкой форме, то ее, очевидно, можно считать матерью всех научных исканий. Но верно и то, что различные отрасли наук и в свою очередь оказывают сильное влияние на тех ученых, которые ими занимаются, и, кроме того, сильно воздействуют на философское мышление каждого поколения.
-  Наши математические затруднения Бога не беспокоят. Он интегрирует эмпирически.
-  Не знаю, каким оружием будут сражаться в третьей мировой войне, но в четвертой в ход пойдут камни и дубинки.
-  Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая, при этом относительно бесконечности первой из них у меня имеются сомнения.
-  Великие личности всегда наталкиваются на яростное противодействие посредственных умов.
-  В конце концов, умереть тоже неплохо.
-  Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения.

76

Высказывания и афоризмы Василия Ключевского

Биография - КЛЮЧЕВСКИЙ ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ  (1841-1911)

Ключевский Василий Осипович, историк, академик Петербургской Академии наук (1900), почетный академик по разряду изящной словесности (1908), родился в 1841 г. в селе Вознесенское Пензенской губернии в семье священника. В 1860 г. окончил Пензенскую духовную семинарию, но отказался от духовной карьеры и поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где учился до 1865 г. В 1866 г. опубликовал кандидатское сочинение «Сказания иностранцев о Московском государстве».
  С 1867 г. начал преподавать историю России сначала в Александровском военном училище. Читал курс всеобщей истории в Александровском военном училище (1867—1881), курс русской истории в Московской духовной академии (1871—1906), на Московских высших женских курсах (1872—1888), в Московском университете (с 1879), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1872 г. защитил магистерскую диссертацию «Древнерусские жития святых как исторический источник». Докторская диссертация («Боярская дума древней Руси») была защищена им в 1882 г. Сфера научных интересов Ключевского охватывала все грани истории России с древнейших времен до эпохи Петра I.
  Ключевский был признанным главой московской школы историков. По его учебникам и «Курсу русской истории» училось не одно поколение школьников и студентов.
  С начала 1880-х гг. по его инициативе началось чтение публичных лекций по русской истории в Политехническом музее. Сам Ключевским был одним из популярнейших лекторов своего времени. Его полный курс истории России, читаемый в Московском университете, охватывал все внешние и внутренние факторы развития общества, с учетом географических, этнографических, климатических, экономических и политических сторон исторического процесса. Блестящий литературный стиль лекций, научных трудов и публицистических статей, публиковавшихся в основном в журнале «Русская мысль», обеспечили Ключевскому место не только в истории исторической науки, но и в истории литературы. Он поддерживал дружеские отношения со многими деятелями культуры, в частности, именно он помогал в работе над ролью Бориса Годунова и другими ролями Ф. И. Шаляпину.
  Член Общества любителей российской словесности (с 1909 почетный член). С 1880-х гг. член Московского археологического общества, Московского общества истории и древностей российских (председатель в 1893—1905 гг.).
Умер в 1911 г. в Москве.

-   
Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.

Есть женщины, в которых никто не влюбляется, но которых все любят. Есть женщины, в которых все влюбляются, но которых никто не любит. Счастлива только та женщина, которую все любят, но в которую влюблен лишь один.

Мужчина слушает ушами, женщина – глазами, первый – чтобы понять, что ему говорят, вторая – чтобы понравиться тому, кто с ней говорит.

Обыкновенно женятся на надеждах, выходят замуж за обещания. А так как исполнить свое обещание гораздо легче, чем оправдать чужие надежды, то чаще приходится встречать разочарованных мужей, чем обманутых жен.

Любовь женщины дает мужчине минутные наслаждения и кладет на него вечные обязательства, по крайней мере пожизненные неприятности.

Мужчина любит женщину чаще всего за то, что она его любит; женщина любит мужчину чаще всего за то, что он ею любуется.

Семейные ссоры – штатный ремонт ветшающей семейной любви.

Счастлив, кто может жену любить, как любовницу, и несчастлив, кто любовнице позволяет любить себя, как мужа.

Хорошая женщина, выходя замуж, обещает счастье, дурная – ждёт его.

77

Вера в жизнь посмертную — тяжелый налог на людей, которые не умеют дожить и до смерти, перестают жить прежде, чем успеют умереть.
В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений.
Быть счастливым значит не желать того, чего нельзя получить.
В древнерусском браке не пары подбирались по готовым чувствам и характерам, а характеры и чувства вырабатывались по подобранным парам.
Великая идея в дурной среде извращается в ряд нелепостей.
В мужчину, которого любят все женщины, не влюбится ни одна из них.
В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их.
Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни.
Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.
Дамы только тем и обнаруживают в себе присутствие ума, что часто сходят с него.
Дружба обыкновенно служит переходом от простого знакомства к вражде.
Если под характером разумеется решительность действия в одном направлении, то характер есть не что иное, как недостаток размышления, не умеющего указать воле других направлений.
Если тень человека идет впереди его, это не значит еще, что человек идет за своей тенью.
Детальное изучение отдельных органов отучает понимать жизнь всего организма.
Добродетель только тогда и получает вкус, когда перестает быть ей. Порок — лучшее украшение добродетели.
Злой дурак злится на других за собственную глупость.
Играя других, актеры отвыкают быть самими собой.
Иногда необходимо нарушать правило, чтобы спасти его силу.
Искусство — суррогат жизни, потому искусство любят те, кому не удалась жизнь.
Когда люди, желая ссоры, не ждут ее, она и не последует; когда они ждут ее, не желая, она случится непременно.
Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь.
Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает.
Жить — значит быть любимым. Он жил или она жила — это значит только одно: его или ее много любили.
Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности.
Здравый и здоровый человек лепит Венеру Милосскую из своей Аку-лины и не видит в Венере Милосской ничего более своей Акулины.
Крепкие слова не могут быть сильными доказательствами.
Кто имеет друзей, которые ненавидят друг друга, тот заслуживает их общей ненависти.
Кто очень любит себя, того не любят другие, потому что из деликатности не хотят быть его соперниками.
Кто смеется, тот не злится, потому что смеяться — значит прошать.
Любовь женщины дает мужчине минутные наслаждения и кладет на него вечные обязательства, по крайней мере пожизненные неприятности.
Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и, когда недостает идеалов, они идеализируют идолов.
Люди ищут себя везде, только не в себе самих.
Есть люди, которые умеют говорить, но не умеют ничего сказать. Это ветряные мельницы, которые вечно машут крыльями, но никогда не летают.
Женщины всё прощают, кроме одного — неприятного обращения с собою.
Мужчина слушает ушами, женщина — глазами, первый — чтобы понять, что ему говорят, вторая — чтобы понравиться тому, кто с ней говорит.
Музыка — акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде.
Мы низшие организмы в международной зоологии: продолжаем двигаться и после того, как потеряем голову.
Мысль без морали — недомыслие, мораль без мысли — фанатизм.
Надобно не жаловаться на то, что мало умных людей, а благодарить Бога за то, что они есть.
Мужчина любит женщину, сколько может любить; женщина любит мужчину, сколько желает любить. Потому мужчина обыкновенно любит одну женщину больше, чем она того стоит, а женщина хочет любить больше мужчин, чем сколько в состоянии любить.
Мужчина любит женщину чаще всего за то, что она его любит; женщина любит мужчину чаще всего за то, что он ею любуется.
Мужчина любит обыкновенно женщин, которых уважает: женщина обыкновенно уважает только мужчин, которых любит. Потому мужчина часто любит женщин, которых не стоит любить, а женщина часто уважает мужчин, которых не стоит уважать.
Мужчина падает на колени перед женщиной только для того, чтобы помочь ее падению.
Наше будущее тяжелее нашего прошлого и пустее настоящего.
Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует.
Некоторые женщины умнее других дур только тем, что сознают свою глупость. Разница между теми и другими только в том, что одни считают себя умными, оставаясь глупыми; другие признают себя глупыми, не становясь оттого умными.
Можно иметь большой ум и не быть умным, как можно иметь большой нос и быть лишенным обоняния.
Молодежь что бабочки: летят на свет и попадают на огонь.
Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий.

78

Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не сознавая опасности.
Размышляющий человек должен бояться только самого себя, потому что должен быть единственным и беспощадным судьей самого себя.
Самое умное в жизни — все-таки смерть, ибо только она исправляет все ошибки и глупости жизни.
Под старость глаза перемещаются со лба на затылок: начинаешь смотреть назад и ничего не видеть впереди; то есть живешь воспоминаниями, а не надеждами.
Почему от священнослужителя требуют благочестия, когда врачу не вменяется в обязанность, леча других, самому быть здоровым?
Великоросс часто думает надвое, и это кажется двоедушием. Он всегда идет к прямой цели, но идет, оглядываясь по сторонам, и потому походка его кажется уклончивой и колеблющейся. Ведь лбом стены не прошибешь, и только вороны прямо летают.
Пролог XX века — пороховой завод. Эпилог — барак Красного Креста.
Самолюбивый человек тот, кто мнением других о себе дорожит больше, чем своим собственным. Итак, быть самолюбивым — значит любить себя больше, чем других, и уважать других больше, чем себя.
Самый верный и едва ли не единственный способ стать счастливым — это вообразить себя таким.
Семейные ссоры — штатный ремонт ветшающей семейной любви.
Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актеров.
Сладострастие есть не что иное, как властолюбивое самолюбие, разыгранное на женских прелестях.
Слово — великое оружие жизни.
Смерть — величайший математик, ибо безошибочно решает все задачи.
Одни вечно больны только потому, что очень заботятся быть здоровыми, а другие здоровы только потому, что не боятся быть больными.
Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести.
Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля.
Справедливость — доблесть избранных натур, правдивость — долг каждого порядочного человека.
Мужчина видит в любой женщине то, что хочет из нее сделать, и обыкновенно делает из нее то, чем она не хочет быть.
Не начинайте дела, конец которого не в ваших руках.
Обыкновенно женятся на надеждах, выходят замуж за обещания. А так как исполнить свое обещание гораздо легче, чем оправдать чужие надежды, то чаще приходится встречать разочарованных мужей, чем обманутых жен.
Женщина, соблазняющая мужчину, гораздо менее виновата, чем мужчина, соблазняющий женщину, потому что ей труднее стать порочной, чем ему остаться добродетельным.
Люди самолюбивые любят власть, люди честолюбивые — влияние, люди надменные ищут того и другого, люди размышляющие презирают и то и другое.
Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу.
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.
Дружба может обойтись без любви; любовь без дружбы — нет.
Есть два рода болтунов: одни говорят слишком много, чтобы ничего не сказать, другие тоже говорят слишком много, но потому, что не знают, что сказать. Одни говорят, чтобы скрыть, что они думают, другие — чтобы скрыть, что они ничего не думают.
Есть два рода дураков: одни не понимают того, что обязаны понимать все; другие понимают то, чего не должен понимать никто.
Труд ценится дорого, когда дешевеет капитал. Ум ценится дорого, когда дешевеет сила.
Ум гибнет от противоречий, а сердце ими питается.
Уметь разборчиво писать — первое правило вежливости.
Характер — власть над самим собой, талант — власть над другими.
Счастье не в том, чтобы прожить благополучно, а в том, чтобы понять и почувствовать, в чем может оно состоять.
Только в математике две половины составляют одно целое. В жизни совсем не так: например, полоумный муж и полоумная жена — несомненно, две половины, но в сложности они дают двух сумасшедших и никогда не составят одного полного умного.
Хитрость не есть ум, а только усиленная работа инстинктов, вызванная отсутствием ума.
Хорошая женщина, выходя замуж, обещает счастье, дурная — ждет его.
Христы редко являются, как кометы, но иуды не переводятся, как комары.
Человек — это величайшая скотина в мире.
Старость для человека что пыль для платья — выводит наружу все пятна характера.
Страсти становятся пороками, когда превращаются в привычки, или добродетелями, когда противодействуют привычкам.
Счастлив, кто может жену любить, как любовницу, и несчастлив, кто любовнице позволяет любить себя, как мужа.
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
Чтобы иметь влияние на людей, надо думать только о них, забывая себя, а не вспоминать о них, когда понадобится напомнить о себе.
Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее.
Есть женщины, в которых никто не влюбляется, но которых все любят. Есть женщины, в которых все влюбляются, но которых никто не любит. Счастлива только та женщина, которую все любят, но в которую влюблен лишь один.
Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости.
Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает. У первого язык всегда в сфере мысли; у второго мысль вне сферы языка. У первого язык секретарь мысли, у второго ее сплетник и доносчик.
Есть люди, вся заслуга которых та, что ничего не делают.
Воображение — на то и воображение, чтобы восполнять действительность.
Адвокат — трупный червь: он живет чужой юридической смертью.
Бесцельным надо признать не только то, что достигает цели, но и то, что хватает через цель.
Было бы сердце, а печали найдутся.
В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что. их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.
Всего хуже сознавать себя дополнением собственной мебели.

79

Высказывания и афоризмы Карамзина

Биография - КАРАМЗИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ  (1766-1826)

Карамзин Николай Михайлович, знаменитый писатель и историк, родился 12 декабря 1766 г. в Симбирске.
Вырос в усадьбе отца, среднепоместного симбирского дворянина, потомка татарского мурзы Кара-Мурза.
Учился у сельского дьячка, позднее, в 13 лет, Карамзина определили в московский пансион профессора Шадена.
Параллельно он посещал занятия в университете, где изучал русский, немецкий, французский языки.
  Окончив пансион Шадена, Карамзин в 1781 г. поступил на службу в петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку за недостатком средств. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты (перевод идиллии Гесснера «Деревянная нога» (1783) и др.). В 1784 г. он вступил в масонскую ложу и переехал в Москву, где сблизился с кружком Новикова, сотрудничал в его изданиях. В 1789—1790 гг. путешествовал по Западной Европе; затем стал издавать «Московский Журнал» (до 1792 г.), где были опубликованы «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза», принесшие ему известность. Сборники, изданные Карамзиным, ознаменовали начало эпохи сентиментализма в русской литературе. Ранняя проза Карамзина оказала влияние на творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, молодого А. С. Пушкина. Разгром масонства Екатериной, равно как и жестокий полицейский режим павловского царствования, вынудили Карамзина свернуть свою литературную деятельность, ограничиться перепечаткой старых изданий. Воцарение Александра I он встретил хвалебной одой.
  В 1803 г. Карамзина назначают официальным историографом. Александр I поручает Карамзину написать историю России. С этого времени и до конца дней Николай Михайлович работает над главным трудом своей жизни. С 1804 г. он взялся за составление «Истории государства российского» (1816—1824 гг.). Двенадцатый том был напечатан уже после его смерти. Тщательный подбор источников (многие были открыты самим Карамзиным) и критические примечания придают особую ценность этому труду; риторический язык и постоянное морализирование порицались уже современниками, хотя нравились большой публике. Карамзин в это время был склонен к крайнему консерватизму.
  Значительное место в наследии Карамзина занимают произведения, посвященные истории и современному состоянию Москвы. Многие из них стали результатом прогулок по Москве и поездок по ее окрестностям. Среди них — статьи «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице», «О московском землетрясении 1802 года», «Записки старого московского жителя», «Путешествие вокруг Москвы», «Русская старина», «О легкой одежде модных красавиц девятого-надесять века».
Умер в Петербурге 3 июня 1826 г.

80

Давно называют свет бурным океаном, но счастлив, кто плывет с компасом.
Мы все, как муха на возу: важничаем и в своей невинности считаем себя виновниками великих происшествий.
На минуту позабудемся В чародействе красных вымыслов.
Народ есть острое железо, которым играть опасно, а революция — отверстый гроб для добродетели и самого злодейства.
Мало разницы между мелочным и так называемыми важными занятиями; одно внутреннее побуждение и чувство важно. Делайте, что и как можете: только любите добро, а что есть добро — спрашивайте у совести.
Мудрец, который знал людей,
Сказал, что мир стоит обманом:
Мы все, мой друг, лжецы,
Простые люди, мудрецы;
Непроницаемым туманом
Покрыта истина для нас.
Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою.
Мы вечно то, чем нам быть в свете суждено. Гони природу в дверь: она влетит в окно.
Не мешаю другим мыслить иначе.
Ничто не ново под луною: Что есть, то было, будет ввек. И прежде кровь лилась рекою, И прежде плакал человек...
Оправдание некоторых жестокостей, всегдашнее мягкосердечие несовместимы с великостью духа. Великие люди видят только общее.
Превосходные умы суть истинные герои истории.
Как плод дерева, так и жизнь бывает всего сладостнее перед началом увядания.
Конец нашего века почитали мы концом главнейших бедствий человечества и думали, что в нем последует важное, общее соединение теории с практикой, умозрения с деятельностью; что люди, уверясь нравственным образом в изящности законов чистого разума, начнут исполнять их в точности и под сению мира, в крове тишины и спокойствия насладятся истинными благами жизни.
Любовь сильнее всего, святее всего, несказаннее всего.
Пусть громы небо потрясают,
Злодеи слабых угнетают,
Безумцы хвалят разум свой!
Мой друг, не мы тому виной.
Для нас, русских с душою, одна Россия самобытна, одна Россия истинно существует; все иное есть только отношение к ней, мысль, Провидение. Мыслить, мечтать можем в Германии, Франции, Италии, а дело делать единственно в России.
В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!
Творец всегда изображается в творениях, часто против воли своей.
Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого — и если сердце твое не обольется кровью, то оставь перо, или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей.
Французская революция — одно из тех событий, которые определяют судьбы людей на много последующих веков. Новая эпоха начинается: я ее вижу.
Солнце течет и ныне по тем же законам, по которым текло до явления Христа-Спасителя: так и гражданские общества не переменили своих уставов; все осталось, как было на Земле и как иначе быть не может.
Счастлив, кто независим, но как трудно быть счастливым, то есть независимым.
Так водится в здешнем свете: одному хорошо, другому плохо, и люди богатеют за счет бедных. Шагнуть ли в свет политический? Раздолье крикунам и глупым умникам; не худо и плутишкам.
Талант великих душ есть узнавать великое в других людях.
Тацит велик, но Рим, описанный Тацитом,
Достоин ли пера его?
В сем Риме, некогда геройством знаменитом,
Кроме убийц и жертв, не вижу ничего.
Жалеть о нем не должно:
Он стоил лютых бед несчастья своего,
Терпя, чего терпеть без подлости не можно!
Что сделали якобинцы по отношению к Республике, то Павел сделал по отношению к Самодержавию: заставил ненавидеть злоупотребления оного.
Республика без добродетели и геройской любви к отечеству есть неодушевленный труд.
Слова принадлежат веку, а мысли векам.
Смеяться, право, не грешно, Над всем, что кажется смешно.
Я презираю скороспелых либералистов: я люблю лишь ту свободу, которой не отнимет у меня никакой тиран.
Я чувствую великие дела Петровы и думаю:
«Счастливы предки наши, которые были их свидетелями!»
Однако ж — не завидую их счастью!
Время это лишь последовательность наших мыслей. Душа наша способна к самопогружению, она сама может составлять свое общество.
Для привязанности нет срока: всегда можно любить, пока сердце живо.
Екатерина уважала в подданном сан человека, нравственного существа, созданного для счастья в жизни. Она знала, что личная безопасность есть первое для человека благо и что без нее жизнь наша, среди всех иных способов счастья и наслаждения, есть вечное, мучительное беспокойство.
Жизнь есть обман — счастлив тот, кто обманывается приятнейшим образом.
Для существа нравственного нет блага без свободы, но эту свободу дает не Государь, не Парламент, а каждый самому себе, с помощью Божиею.
Бог великий музыкант, вселенная — превосходный клавесин, мы лишь смиренные клавиши. Ангелы коротают вечность, наслаждаясь этим божественным концертом, который называется случай, неизбежность, слепая судьба.
Жизнь наша и жизнь Империи должны содействовать раскрытию великих способностей души человеческой; здесь все для души, все для ума и чувства, все должно служить бессмертию в их успехах!

Источник: http://www.wisdoms.ru/pavt/p102_1.html